Камчатские экспедиции (Витус Беринг). Камчатские экспедиции (Витус Беринг) Другие действующие лица

Первая Камчатская экспедиция

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, сорокачетырёхлетний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже двадцать один год служивший в России.

Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был «…на Камчатке или в другом… месте сделать один или два бота с палубами»; на этих ботах плыть «возле земли, которая идет на норд… искать, где оная сошлась с Америкой… и самим побывать на берегу… и, поставя на карту, приезжать сюда».

Земля, идущая на норд (север) – это не что иное, как таинственная «Земля Жуана-да-Гамы» – большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки (на имевшейся у царя немецкой карте «Камчадалии» 1722 года). Таким образом, фактически Пётр I ставил перед экспедицией Беринга задачу достичь этой земли, пройти вдоль её побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Первая Камчатская экспедиция, состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. О темпах движения путешественников говорит хотя бы такой факт: передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла два года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а следовательно, и северной части Евразии.

Из Охотска на Камчатку участники экспедиции добирались на двух небольших судах. Для морского продолжения странствия пришлось строить и снаряжать бот «Св. Гавриил», на котором 14 июля 1728 года экспедиция вышла в море. Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия.

Однако «Земля Жуана-да-Гамы» всё не показывалась. В.Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

Северная экспедиция не достигла бы успехов без вспомогательных походов, которыми руководили казачий полковник Афанасий Федотович Шестаков, капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий, геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Федоров.

Именно М.Гвоздев и И.Фёдоров завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Дежневым и Поповым. Они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нём, и собрали все материалы, нужные для того, чтобы положить пролив на карту.


| |

Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она
была первой в истории Российской империи крупной научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга принадлежит военно-морскому флоту. Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации «Первой Камчатской экспедиции» под командованием Витуса Беринга, 23 декабря 1724 г. Петр I собственноручно написал инструкцию Берингу.

Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г., а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Нужно было дойти по материковой земле до Охотска, а оттуда – на Камчатку. Там все запасы доставлялись из Большерецка в Нижнекамчатский острог. Это создало большие трудности при доставке материалов и провианта. Нам трудно даже представить всю неимоверную тяжесть пути по безлюдной тысячеверстной тундре для путешественников еще не имеющих организационных навыков. Интересно взглянуть, как протекало путешествие, и в каком виде прибывали люди и животные к месту назначения. Вот, например, рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путем провиант прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни,
кожи и кожаные штаны и подошву. А прибывшие лошади питались травою, доставая из-под снега, понеже за поздним приездом в Охотск сена заготовить не успели, да не можно было; все перемерзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск». Отсюда грузы были переправлены на Камчатку. Здесь, Нижнекамчатском остроге, под руководством Беринга 4 апреля 1728 г. был заложен бот, который в июне того же года был спущен на воду и назван «Святой Архангел Гавриил».

На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.

Результаты I Камчатской экспедиции

Между тем экспедицией была определена протяженность Сибири; было построено первое морское судно на Тихом океане – «Святой Гавриил»; открыто и нанесено на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками. В первом печатном сообщении об экспедиции, опубликованном в «Санкт-петербургских ведомостях» за 16 марта 1730 года, отмечалось, что Беринг достиг 67 градуса 19 минут северной широты и подтвердил, что «тамо подлинно северовосточный проезд имеется, таким образом, что из Лены… водяным путем до Камчатки и тако далее до Япона, Хины
(Китая) и Ост-Индии доехать возможно б было».

Большой интерес для науки представляли географические наблюдения и путевые записи участников экспедиции: А.И. Чирикова, П.А. Чаплина и др. Их описания побережий, рельефа,
животного и растительного мира, наблюдения за лунными затмениями, течениями в океанах, состоянием погоды, замечания о землетрясениях и т.д. явились первыми научными данными по физической географии этой части Сибири. Описания участников экспедиции содержали также сведения об экономике Сибири, этнографии и другие.

Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I , 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.

Источники:

1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.

2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.

3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.

4. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

5. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.

6. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.

7. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.

8. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки (дореволюционный период): учебно-методическое пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во Камчатское отделение, 1992.

Быкасов В. Е. Первая и Вторая Камчатские экспедиции: люди, события, историческая оценка // Известия РГО. 2004. Т. 136. Вып. 3. С. 72–80.

В. Е. БЫКАСОВ

ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ КАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ: ЛЮДИ, СОБЫТИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Знаменитые Первая и Вторая Камчатские экспедиции имеет свою долгую и славную предысторию, во время которой русские, продвигаясь «встречь солнцу» от одних неведомых «землиц» к другим, дошли до Тихого океана. Так, в 1639 г. отряд И. Ю. Москвитина, пройдя от низовьев Алдана к реке Улье, вышел к Охотскому морю южнее нынешнего Охотска. В 1647 г. отряд С. А. Шелковникова основал Охотский острог – первый русский порт на Тихоокеанском побережье. Ещё двумя годами позже, в 1649 г., отряд Семёна Дежнева, после крушения своих кочей в районе южного берега Анадырского залива основал Анадырский острог. В 1651 г., отряд М. В. Стадухина, выйдя из Анадырского острога, достиг устья р. Пенжины, где были построены два морских коча (4). следуя на этих кочах вдоль полуострова Тайгонос, казаки отряда оказались первыми русскими, которые увидели северо-западную часть Камчатского полуострова. Или, как об этом сообщал сам М. В. Стадухин (5), южный «нос» восточнее Гижиги («Чендона»).

Несколько лет спустя на Камчатку, в район реки Лесной («Воемли» – Ломанной) и, возможно, реки Русаковой проникли беглые казаки Леонтий Федотов и Савва Анисимов Сероглаз (Шароглаз). Там их мог застать в 1658 г. (6) отряд И. И. Камчатого, вполне возможно побывавший и на самой реке Камчатке. В 1662-1663 годах зимовку на р. Камчатке провёл отряд приказчика Анадырского острога, казачьего десятника И. М. Рубца (5). В 1695-1696 г., по заданию анадырского пятидесятника В. Атласова по северной Камчатке, вплоть до с. Тигиля, прошёл отряд служилого человека Луки Морозко. А в 1697-1699 года уже и сам Владимир Атласов, пройдя с отрядом из 60 служивых казаков и 60 ясачных юкагиров на оленях через весь полуостров, окончательно присоединил Камчатку к Российской империи (2).

Таким образом, походом Владимира Атласова завершилась более чем полувековая эпопея выхода России к Тихому океану. Причём он не только сумел сделать первое и достаточно полное описание природы полуострова, но и сообщил первые данные о Курильских островах и подтвердил уже устоявшееся со времени плавания де Фриза (1643 г.) мнение о близости Японии к восточным рубежам России. Однако присоединение Камчатки одновременно с решением конкретной – обложение местного населения пушным ясаком – задачи поставило и новые проблемы. Среди которых на первый план выдвигалась внутригосударственная задача по поиску более коротких и надёжных путей на полуостров с тем, чтобы с меньшими усилиями и потерями и гораздо быстрей доставлять людей и грузы на Камчатку и собранный ясак обратно. И не менее, если не более, важная задача внешнеполитического (геополитического) плана по установлению прямых торговых отношений с азиатскими – с той же Японией – странами через Охотское море.

Это новое понимание проблем крайнего Северо-Востока Российской империи прежде всего проявилось в заинтересованности Петра I , по настоянию которого уже в 1702 г. Сибирский приказ повелел Якутской воеводской канцелярии послать на Камчатку «охочих людей» для проведывания пути в Японию через Курильские острова. Однако в силу ряда обстоятельств (война со Швецией) интерес этот практическими делами тогда не обернулся.

Не реализовался этот интерес и несколько позднее. Сперва после того, когда в конце сентября 1703 г. 22 казака во главе с Родионом Преснецовым вышли на берега Авачинской губы – одной из лучших и красивейших гаваней мира (5). А затем и после 1711 и 1713 годов, когда отряды казаков во главе, сперва с Данилой Анциферовым и Иваном Козыревским, а затем во главе с И. Козыревским побывали на северных Курильских островах, составили первые их карты и пополнили новыми данными запас сведений об Японии.

Тем не менее мысль об отыскании морских путей на Камчатку, а, оттуда, и в Японию, Китай и Ост-Индию, не оставляла первого императора России. И в 1714 г. по приказу царя в Охотск, через Якутск, были отправлены опытные мастера судостроители К. Мошков, Н. Треска, И. Бутин, Я. Невейцын, К. Плоских, Ф. Фёдоров, И. Каргопол и др. Усилиями которых в 1716 г., в 75 верстах от устья р. Кухтуй, и было построено первое на Тихом океане русское морское судно ладья «Восток» (длина 8,5 сажен, ширина 3 сажени, осадка при полной нагрузке в 3,5 сажени). А после того, как мореходы Н. Треска и К. Соколов в 1714-1717 годах, отплыв на этой ладье из Охотска, достигли Камчатки, провели исследования части Западно-Камчатского побережья от устья р. Тигиль до, возможно, устья р. Крутогорова и, перезимовав на полуострове, вернулись в Охотск, Пётр I лично вручил геодезистам И. М. Евреинову и Ф. Ф. Лужину 2 января (здесь и далее все даты указаны по старому стилю, Б. В.) 1719 г. инструкцию, в которой повелевал им отправится из Охотска к Камчатке и далее, к Курильским островам и Японии. Во исполнение которой И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин и мореход К. Мошков на всё той же лодье «Восток» в 1721 г. достигли центральной части (предположительно – острова Симушира) Курильских островов и получили новые данные о Японии. О чём И. М. Евреинов и доложил царю на встрече в Казани 30 ноября 1722 г. (8).

Можно полагать, что скорее всего именно этот доклад оказал решающее влияние на мнение царя при выборе вариантов дальнейшего освоения Камчатки и Курильских островов. А таких вариантов было несколько. Так, ещё в 1713 г. корабельный мастер Ф. С. Салтыков предлагал построить в устьях сибирских рек корабли с тем, чтобы морем, в обход Камчатки, достичь Китая и других земель. Он же, и в этом же году, предлагал строить суда в Архангельске и отсюда продвигаться к азиатским берегам. А совсем незадолго до доклада И. М. Евреинова, в 1772 г. учёный-гидрограф и будущий губернатор Сибири Ф. И. Соймонов, учитывая огромные трудности в административно-государственных, материально-снабженческих и торговых связей центральных районов России с Тихоокеанскими окраинами, предложил Петру I отправить несколько кораблей из Кронштадта, вокруг Азии на Камчатку и далее к Америке (к Калифорнии), что, по его мнению, было бы многим способнее и безубыточнее, нежели сухопутное сообщение, не говоря уж об открываемых перспективах.

Однако первый российский император избрал иной (в том числе, наверное, и потому, что следование через Балтику было невозможно скрыть от чужих глаз) – через Охотск на Камчатку и далее – вариант. 23 декабря 1724 г., он подписал указ о «снаряжении» Камчатской экспедиции с очень широким кругом решаемых задач и проблем. Вот как эти задачи определялись собственноручной инструкцией царя (8),составленной им в самый канун своей смерти.

«1725 г. января 6. – Инструкция Петра I В. Й. Берингу о задачах Первой Камчатской экспедиции:

1. Надлежит на Камчатке, или в другом там месте, сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах (плыть) возле земли, которая идёт на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля – часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оной куст называют, и взять на письмо, и самим побывать на берегу, и взять подписную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды ».

Руководителем экспедиции был назначен капитан флота В. Беринг – датчанин на русской службе, опытный и прекрасно зарекомендовавший себя военный моряк. А основными задачами экспедиции, говоря современным языком, было установление наличия (или отсутствия) пролива между Азией и Северной Америкой, оценка возможности достижения по Ледовитому океану Китая, Японии и Ост-Индии, определение расстояний между Азией и Америкой, а также достижение тех земель в Америке, на которых уже имеются европейские поселения. Экспедиция, в составе которой было 69 человек, отправилась из Санкт-Петербурга в феврале 1725 г., но Охотска достигла только через полтора (1 октября 1726 г.) года – настолько был длинён и труден путь. А ещё через год, 1 июля 1727 г., из Охотска вышел шитик «Фортуна» под командованием М. П Шпанберга, на борту которого находилось 48 человек, в том числе корабельные мастера Г. Путилов и Ф. Козлов. Спустя полтора месяца, 18 августа, и остальные участники экспедиции на той же «Фортуне» и на лодье постройки 1720 г. отплыли из Охотска и в начале сентября прибыли в Большерецк.

Всю зиму состав экспедиции перевозил, с помощью местных властей и местных жителей, имущество и снаряжение в Нижне-Камчатск, неподалёку от которого и было заложен бот «Святой Гавриил». Летом 1728 г. первенец Камчатского морского флота (длина – 18,3 м, ширина – 6,1 м, глубина трюма – 2,3 м), построенный под руководством Ф. Козлова, был спущен на воду. И 14 июля бот, с 44 членами экипажа на борту, вышел из устья р. Камчатки в море и направился вдоль восточного побережья полуострова к северу. Командиром корабля был сам В. Беринг, ближайшими помощниками – лейтенанты А. И. Чириков и М. П. Шпанберг, а также мичман П. А. Чаплин и мореход К. Мошков.

К сожалению, имеющиеся на то время чертежи и карты не могли обеспечить достаточно уверенного плавания по предназначенному маршруту. А постоянные туманы, дожди и низкая облачность вынуждали мореходов держаться вблизи побережья, что требовало особой осторожности и приводило к частому маневрированию и, отсюда, и к потере времени. Но самое главное, всё это привело к тому, что даже пройдя, как это потом выяснилось, пролив между Азией и Америкой, экипаж так и не увидел американского берега. Что не только умалило успехи экспедиции, но и дало впоследствии повод обвинять В. Беринга в не надлежащем исполнении инструкции, ибо её главной целью как об этом уверялось многими, начиная с Г. Стеллера (9) исследователями, было именно установление наличия (или отсутствия) пролива между двумя материками.

Однако, скорее всего, в данном случае и Г. Стеллер, и все остальные приверженцы такого взгляда на цель экспедиции, были не совсем правы. Во-первых, потому, что о существовании пролива между Азией и Америкой как о реальном факте ещё в 1705 г. писал знаменитый голландский географ Николас Витсен (6). Знать же об этом он мог только из конкретных материалов, часть которых ему была предоставлена лично Петром I . И не исключено, что среди этих материалов могли быть и данные того же И. Рубца. А, во-вторых, потому, что не будь поиски Америки и отыскание путей к странам Юго-Восточной Азии главными задачами Первой Камчатской экспедиции, организацию Второй Камчатской экспедиции буквально сразу же после завершения работы Первой (среди целей которой, кстати, плавание к проливу даже не значилось) объяснить просто невозможно.

Но вернёмся на борт «Святого Гавриил». Решение повернуть назад было очень не простым. 13 августа 1728 г., когда бот находился в Чукотском море, В. Беринг собрал офицерский консилиум, на котором предстояло решить – возвращаться ли назад, на чём настаивал М. Шпанберг, или продолжать плавание дальше, до устья р. Колымы с тем, чтобы окончательно убедиться в существовании искомого пролива, на чём стоял А. Чириков. Однако времени и для того и для другого было действительно в обрез и В. Беринг принял решения возвратиться на Камчатку. 16 августа судно повернуло назад и уже 2 сентября 1728 г. оно вошло в устье р. Камчатки. Так завершилось первое 34-дневное плавание русских от Камчатки к Беринговому проливу.

После зимовки, 5 июня 1729 г. судно вновь вышло в море в поисках земли, которая по уверениям местных жителей лежала напротив устья р. Камчатки. Однако в тумане остров Беринга – то есть именно та земля, которую искал и мимо которой прошёл бот – так и не был замечен, а потому «Святой Гавриил» направился к Первому Курильскому проливу. Проходя мимо Авачинской губы, экипаж нанёс на карту ориентиры, позволяющие более точно определить её местонахождение. Затем, 3 июля, бот прибыл в Большерецк, а спустя 20 дней вернулся в Охотск.

Таким образом завершилась Первая Камчатская экспедиция. Результаты её, несмотря ни на что, оказались весьма значительными. В частности, в первом же печатном сообщении о достижениях экспедиции, опубликованном в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 16 марта 1730 г., сообщалось, что бот «Святой Гавриил» под командованием В. Беринга достиг 67°19′ северной широты, и что: «тамо подлинно северовосточный проезд имеется, таким образом, что из Лены… водяным путём до Камчатки и тако далее до Япона, Хины (Китая) и Ост-Индии доехать возможно б было ». То есть, уже тогда не сомневались в том, что одной из целей – открытие пролива – экспедиция всё-таки сумела достичь.

В целом же, и само плавание к Берингову проливу, и картографо-навигационный материал, который при этом был получен (на карту было нанесено всё побережье от устья р. Большой до мыса Лопатки и от мыса Лопатки до мыса Кекурный в Беринговом проливе, при этом мичманом П. А. Чаплиным в 1729 г. была составлена карта северо-восточной части самого Берингова пролива), послужили основой для дальнейших исследований русских мореходов в этой части Тихого океана. Первым из которых по времени должно было стать плавание штурмана Я. Генса на боте «Святой Гавриил» к анадырскому устью. Но из-за непогоды, плавание это, начавшееся 20 июля 1731 г., так и не состоялось. И потому второе (с 23 июля по 28 сентября 1732 г.) плавание русских от Камчатки к Беринговому проливу и к американским берегам осуществилось только через год, когда экспедиция под руководством геодезистов И. Фёдорова и М. Гвоздева на том же «Святом Гаврииле» отправилась к «Большой Земле», расположенной к востоку от устья р. Анадырь. И, надо сказать, что в этот раз участники плавания не только видели берега обоих материков и общались с их жителями, но и частично положили их на карту.

И всё же, обращаясь к результатам собственно Первой Камчатской экспедиции, следует ещё раз сказать, что её результаты не удовлетворили сенат. И прежде всего потому, что экспедиции так и не удалось достичь берегов Северной Америки. В связи с чем сенат счёл необходимым организовать (ещё, кстати, до получения известий от И. Фёдорова и М. Гвоздева, что означало лишь дно – в данных, подтверждающих существование пролива между Азией и Америкой просто не было нужды, Б. В.) новую экспедицию к берегам Камчатки, план которой разрабатывался и, затем, осуществлялся, под руководством президента Адмиралтейств-коллегии Н. Ф. Головина и при участии составителя «Атласа Российской империи» И. К. Кириллова (3).

Указом императрицы Анны Иоановны, подписанном в апреле 1732 г., руководителем экспедиции вновь был назначен В. Беринг – теперь уже капитан-командор. Круг задач, стоящих перед экспедицией, был воистину грандиозен. Это и изучение и картирование всего побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Печоры и до Берингова пролива с целью установления возможности достижения этим путём берегов Камчатки, и нанесение границ России от Белого моря до Амура, и отыскание морских путей в Японию и Америку. Но скорее всего самой основной из них, а потому и тщательно засекреченной, была задача по установлению прямых торговых отношений со странами азиатского и американского материков. Хотя 16 февраля 1733 г. Адмиралтейств-коллегия, по ходатайству А, И. Чирикова и сочла возможным «сыскать неизвестные американские берега, но не ехать до соседних «европейских владений», так как из-за этого можно опоздать вернуться на Камчатку «в однолеть» (8).

То есть будущей экспедиции предписывались настолько широкий охват исследуемых ею географических объектов и масштаб решаемых задач, что в последующие времена её нередко называли Великой Северной экспедицией. Что, в общем-то, соответствует истине, так как для достижения указанных задач, решением Сената предписывалось построить 10-12 кораблей, на которых, на обширнейшем пространстве от Карского моря и до Тихого океана, под общим руководством В. Беринга, предстояло работать множеству морских отрядов. Так что собственно Камчатская экспедиция была представлена всего лишь двумя – северо-тихоокеанским (под руководством самого В. Беринга и А. Чирикова) и южно-тихоокеанским (под руководством М. П. Шпанберга) – отрядами. Из которых первому надлежало найти путь к северной части Американского материка, а второму пройти до Японии и составить карту Курильских островов.

А ведь помимо этого в состав экспедиции входил ещё и отряд Российской академии наук, участниками которого были академики Г. Ф. Миллер и И. Г. Гмелин, адъюнкт Г. В. Стеллер, студенты С. П. Крашенинников, А. Горланов, А. Д. Красильников, Ф. Попов, а также А. Третьяков, Л. Иванов, Д. Одинцов, З. Медведев и другие сотрудники (3). И работа этого отряда внесла неоценимый вклад как в историю (например, обнаружение в 1736 г. Г. Миллером в Якутском архиве «отписки» С. И. Дежнева об открытии пролива между Азией и Америкой), как ботанику (работы И. Гмелина, Г. Стеллера, С. П. Крашенинникова), как в этнографию (тот же Г. Стеллер и С. Крашенинников), географию (тут и говорить не о чем), так и в некоторые другие научные дисциплины. Входили в состав экспедиции и рудознатцы, и мастера по строительству и оснащению морских судов, и офицеры, и матросы. А в целом, общая численность экспедиции составляла около 1000 человек.

В феврале 1733 г., после длительной подготовки, отряд под командованием М. П Шпанберга выехал из столицы. Вскоре за ним последовал и второй отряд. И соединились они в Охотске только летом 1737 г., где в течении последующих трёх лет осуществлялось строительство двух пакетботов для плавания к Америке. Впрочем, пока шла их постройка, Охотоморский отряд (одномачтовая бригантина «Архангел Михаил» длиной 21, шириной 6,5 и с глубиной трюма 2,6 м; трёхмачтовая дубель-шлюпка «Надежда» длиной 24,5, шириной около 6 и с глубиной трюма 1,8 м; 16-весельный шлюп «Большерецк длиной 17,5, шириной 3,9 и с глубиной трюма 1,6 м) под руководством М. П. Шпанберга в 1738-1739 годах успел проплыть вдоль Курильской гряды к берегам Японии и вернуться обратно, в результате чего на карту были нанесены почти все Курильские остров и восточные берега острова Хонсю.

Летом 1940 г. пакетботы «Святой Пётр» и Святой Павел» (длина 24,4, ширина 6,7, глубина трюма 2,9 м), построенные под руководством А. Кузьмина и Рогачёва, были спущены на воду. И после окончательной подготовки к плаванию, пакетботы (под командованием, соответственно, В. Беринга и А. Чирикова), в сопровождении галеота «Охота» и дубель-шлюпки «Надежда» 8 сентября вышли из Охотска. 6 октября пакетботы вошли в Авачинскую губу, загодя избранную и подготовленную для зимнего отстоя судов экспедиции, а провиантские суда были вынуждены остановится на зимовку в гавани Большерецка, откуда грузы на нартах были переправлены в Петропавловский порт.

На следующий год, 4 июня, пакетботы вышли из Авачинской губы и направились к 46° северной широты с тем, чтобы, согласно инструкциям, полученным от сената, отыскать «Землю Жуана де Гама», которая на карте Ж. Н. Делиля, положенной в основу этих инструкций, помещалась на этой широте между Камчаткой и Америкой. Правда, на офицерском консилиуме,

предшествовавшем выходу в море, А. И. Чириков возражал против этой затеи, считая её напрасной тратой времени. Однако большинством голосов был выбран именно этот маршрут плавания к берегам Америки. Что, как оказалось, и послужило одной из причин последующих трагических событий.

Но это было потом, а пока – 13 июня – пакетботы достигли той долготы, где якобы должна была находится эта мифическая земля. Не обнаружив её, оба судна взяли курс от 44° северной широты на северо-восток. Спустя 7 дней пакетботы потеряли друг друга в тумане и с этого времени они продолжали своё плавание по отдельности. Вплоть до того, что каждое из них самостоятельно подошло к американским берегам.

Первым, 15 июля 1741 г., в 2 часа пополуночи, новую землю обнаружил «Святой Павел», с борта которого были увидены высокие горы в районе нынешнего острова Принца Уэльского, под, по уточнённым данным, примерно, 55°36′ северной широты (55°11′ с. ш. и 133°57′ з. д., 2). А ещё через несколько часов судно вплотную подошло к земле, «которую признаваем без сумнения, что оная часть Америки» (7) Долгожданное событие состоялось. Корабль повернул к северу и поплыл вдоль берега в поисках подходящего места для высадки на берег, с тем, чтобы исследовать новую землю и, главное, набрать свежей воды и запастись свежей пищей. Однако удача отвернулась от моряков. На широте 58° экипаж пакетбота потерял 15 человек, ялбот и малую шлюпку. И поскольку десять дней поисков и ожиданий ни к чему не привели, то, как свидетельствует запись в «Определении офицеров пакетбота «Св. Павел» о возвращении экспедиции на Камчатку» от 26 июля 1741 г.: «… за приключившемся несчастием, а имянно, что потерян ялбот и малая лодка со флотским мастером Дементьевым и при нём служителей 14 человек, далее путь свой не продолжать, а возвратиться настоящего числа к Авачи» (8).

Обратный путь пакетбота был крайне тяжёлым. Достаточно сказать, что к концу пути из 61 оставшихся на его борту членов экипажа в живых осталось 51 человек, а из всех офицеров – только сам А. И. Чириков и штурман И. Ф. Елагин. И тем не менее, даже при острейшей нехватке пищи, воды и топлива, в условиях встречного ветра, постоянных и сильных штормов и сплошной облачности, экипаж бота продолжал вести систематические наблюдения за состоянием навигационной ситуации и наносить на карту некоторые острова Алеутской гряды. 11 октября 1741 г. «Святой Павел» вошёл в Авачинскую губу.

Что же касается «Святого Петра», то с его борта американский берег был увиден 17 июля, в районе 58°17′ северной широты. Правда Г. Стеллер, адъюнкт Российской академии наук, находящийся в составе экспедиции, уверял, что лично он впервые увидел землю 15 июля (9). Однако другие члены экипажа ему не поверили. 20 июля бот подплыл к острову Каяк (острову «Святого Ильи», как его назвал экипаж судна), на который и была послана группа казаков во главе с С. Ф. Хитрово для пополнения запасов воды. После долгих уговоров и споров на берег, но всего лишь на шесть часов, был также высажен и Г. Стеллер, которым и было произведено первое в истории научное описание природы Северо-западной части Северо-Американского материка.

Понимая, что время для возвращения на Камчатку уже упущено, командор решил не задерживаться у вновь открытых берегов и уже 21 июля «Святой Пётр» отправился в обратный путь, который, был не менее тяжёлым, чем у «Святого Павла». 26 июля мореплаватели увидели остров Кадьяк, 2 августа ими был открыт остров Туманный (Чирикова), а на следующий день – полуостров Аляска. Однако начавшееся ещё ранее, ввиду отсутствия свежей воды и пищи, массовое заболевание привело к тому, что в районе Шумагинских островов умер первый член экипажа матрос Н. Шумагин.

После отплытия от Шумагинских островов, где во время вынужденной стоянки 30 и 31 июля произошла первая встреча членов экспедиции с аборигенами и были получены новые материалы о природе региона и его обитателях, пакетбот попал в полосу затяжных и практически непрерывных штормов со встречными ветрами, которые не давали возможности продвигаться вперёд. Тем не менее и в этих условиях с борта парусника удалось заметить несколько островов из, по всей видимости, группы Крысьих, и нанести их на карту.

Вследствие постоянной нехватки воды и пищи, холода и цинги, моряки не только окончательно лишились сил (умерло ещё 11 человек), но и потеряли ориентировку. Настолько, что оказавшись волею случае около будущих Командорских островов, они приняли их за Камчатку («4 дня ноября 1741 г. В 8 часов пополудни увидели землю от нас по компасу ZWtZ мили 4 немецких, на которой земле хребты покрыты снегами, которую чаем быть Камчацкой», 1) и 7 ноября 1741 г. высадились на берег, с намерением по суше дойти либо до Петропавловска, либо до Усть-Камчатска. Наскоро вырыв и оборудовав землянки среди песчаных береговых валов («Сего месяца от 6 дня даже по 22 число в разные времена, избирая благополучные погоды и ветры, больных служителей на берег свозили, и между тем были великие ветры, что на берег съезжать невозможно. И которые служители могли, то в те времена делали жилища, копали ямы и рыли парусами. и от 22 дня, как уже все перебрались на берег и пакетбот оставили на якоре без людей, понеже караул содержать некому, також и разнастить, потому что служители почти все хворы от цынготной болезни, а которые недвижимы от своих мест, таких уж человек 50 разных чинов, отчего и все были в крайнем отчаянии» (1), моряки занялись охотой на морского зверя, птиц и песцов. Но прежде чем свежий воздух, свежая вода и свежая пища окончательно поставили их на ноги, умерло ещё 19 человек, в том числе (8 декабря 1741 г.) и сам командор В. Беринг.

Летом 1742 г., моряки, к тому времени уже удостоверившиеся в том, что они находятся на необитаемом острове («В разные месяцы и числа обстоятельно известие получено, что мы обретаемся на острову, который величеством находится миль 18 немецких…» (1), приступили в апреле месяце под руководством лейтенанта К. Л. Вакселя и матроса С. Стародубцева к строительству из остатков разбитого шторами пакетбота и плавника гукера «Святой Пётр» (длина 11, ширина 3,7, глубина трюма 1,5 м). И 13 августа того же года 46 оставшихся в живых человек отправились на нём в Петропавловск, в который и прибыли 26 августа, лишь немногим не застав там пакетбот «Святой Павел», который летом 1742 г. отправился было в новое плавание к берегам Америки. Однако ввиду болезни А. И. Чирикова этот поход ограничился лишь плаванием вдоль юго-восточных берегов Камчатки. После кратковременного возвращения в Петропавловск бот ушёл в Охотск, откуда А. И. Чириков выехал в Петербург, где он и составил подробный отчёт и карту своего плавания к Америке. Попытались было и моряки со «Святого Петра» добраться до Охотска в этом же году. Однако выйдя из Авачинской губы 1 сентября, они были вынуждены, из-за открывшейся течи в борту судна, вернуться обратно.

Так завершилась самая значительная из морских географических экспедиций XVIII века. Безусловно, основным её достижением является открытие Северо-Западной Америки, Алеутских и Командорских островов, а также плавание к берегам Японии. Однако нельзя забывать и о работе северных отрядов экспедиции во главе с лейтенантами С. Муравьёвым, М. Павловым и геодезистом Ю. Селиверстовым (1734-1735 гг.), лейтенантом Д. Л. Овцыным (1734-1735 гг.), лейтенантом С. Г. Малыгиным (1736-1738 гг., Выходцевым (1737 г.), штурманами Ф. А. Мининым и Д. В. Стерлеговым (1738-1740 гг.) и штурманом С. И. Челюскиным (1741 г.) в Карском море; с лейтенантом В. Прончищевым (1735-1736 гг.), лейтенантом Д. Я. Лаптевым (1736-1737 гг.), лейтенантом Х. П. Лаптевым (1739-1740 гг.), геодезистом Н. Чекиным (1741 г.), лейтенантом П. Лассениусом (1735 г.) и лейтенантом С. И. Челюскиным (1735-1742 г.) в море Лаптевых; а также с лейтенантами Д. Я. Лаптевым (1736-1741 гг.) и геодезистом И. Киндяковым (1740 г.) в Восточно-Сибирском море. Не всем из них удалось довести дело до конца. Весьма значительная часть число участников походов вообще не выдержала немыслимых тягот и лишений. И тем не менее, положив на карты практически всё – от Карского моря и до Чукотского полуострова – российское побережье Северного Ледовитого океана, они свою основную задачу выполнили. Как выполнили её и тихоокеанские отряды, проложив пути к Америке и Японии, и уточнив, на базе проведения точнейших для того времени астрономических наблюдений расположение Азиатского и Северо-Американского материка и отдельных их частей относительно друг друга.

В целом же, в результате общих усилий всех экспедиционных отрядов было составлено более 60 карт, на которых нашли своё реальное отображение громадные просторы северной части России и Дальнего Востока. В свою очередь, эти карты легли в основу «Атласа Российской империи», издание 19 специальных карт которого в 1745 г. поставило Россию на одно из первых мест в мире по степени географической изученности того времени. А помимо этого в результате работ академического отряда экспедиции был собран громадный массив воистину уникальных географических, гидрографических, исторических, этнографических, ботанических, зоологических и прочих данных. На базе которых и во время самой экспедиции, и позднее участниками академического отряда были изданы «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова, дневники и «Описание Земли Камчатки» Г. В. Стеллера, «История Сибири», «Флора Сибири» и «Путешествие по Сибири» И. Гмелина, а также многочисленные труды и отчёты Г. Миллера и многих других членов экспедиции. То есть общий научный итог Второй Камчатской экспедиции заключается в том, что положив начало планомерному и систематическому изучению истории и природы Сибири и Дальнего Востока, она внесла громадный вклад в развитии страноведческих представлений всей географической науки в целом.

И всё же самое главное достижение экспедиции заключается даже не в географических открытиях как таковых, а в том, что с завершением ей работы Россия окончательно закрепилась на Тихом океане. И лучшим доказательством этому является бурное освоение русскими промышленниками и купцами сперва ближних (Командорских, в 1743 г.), затем всё более и более дальних Алеутских островов, а потом и западного побережья (вплоть до Калифорнии) Северной Америки. И тем самым Вторая Камчатская экспедиция способствовала развитию производительных сил всей Восточной Сибири, создав предпосылки для зарождения в этом регионе пушного промысла, сельского хозяйства, промышленного производства и торговли.

Таким образом, по замыслам, по их исполнению, по результатам, и, наконец, по последствиям, обе Камчатские экспедиции не имели себе равных. И тем менее, следует особо подчеркнуть, что при оценке результатов обоих Камчатских экспедиций происходит явная недооценка их места и роли в становлении и развитии производительных сил и производственных отношений России в целом. И в самом деле, сплошь и рядом при оценке роли Камчатских экспедиций ограничиваются подчёркиванием значимости её географической составляющей, когда результаты экспедиций рассматриваются как величайшие географические достижения России. Достаточно часто (особенно иностранными исследователями) говорится и о геополитической (великодержавной) подоплёке целей и задач этих экспедиций. И совсем редко упоминается о принудительной ломке привычного образа жизни аборигенов, осуществлённой как во время проведения самих экспедиций, так и после. Причём даже говоря об этой ломке, её объясняют (и извиняют) издержками приобщения Сибири и её коренного населения к «современным» формам производства.

Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее, ибо период от первого появления русских на Тихоокеанском побережье и до полного свёртывания работы Второй Камчатской экспедиции знаменует собою важнейший этап в социально-экономической жизни не только Восточной Сибири, но и всей России. Потому что именно этот период оказался временем перехода всей огромной страны от традиционно-промыслового (сбор ясака с инородцев, пушной налог с городов и губерний, барщина и оброк с крестьян и т. д.) к пионерно-промышленному освоению относительно вольными людьми пушных, рыбных, лесных и прочих природных ресурсов. Или, по терминологии наших дней, временем окончательного перехода народного хозяйства России от неистощительного к истощительному типу природопользования. Ну а если предельно точно, то сразу же после завершения работ этих экспедиций на всем пространстве России начался этап варварского истребления сперва пушнины и самих лесов, а затем и прочих природных ресурсов страны. Которое, вследствие громадности территории и наличия огромных запасов природных ресурсов, хотя и затянулось на два с половиной века, тем не менее, в наше время обернулось не только деградацией и уничтожением рыбных, лесных и прочих природных ресурсов, не только коренной перестройкой всей природной структуры, но и опусканием самой России в разряд третьесортных – с безусловно низким уровнем жизни – стран мира.

Таким образом, если Первая и Вторая Камчатские экспедиции знаменуют собой окончательный выход России на Тихий океан, то сам этот выход однозначно утвердил Россию как поставщика природных ресурсов для других стран и народов. Или, говоря более определённо, овладение «неисчерпаемыми» пушными, лесными, рыбными, а в последующие времена и минеральными, ресурсами Сибири и Дальнего Востока, дало возможность всем последующим правителям России законсервировать её развитие на уровне полуколониальной державы. Державы, мощь которой определялась и определяется до сих пор не достоинством, умом и трудом её граждан, а объёмами проданных (да к тому же ещё и по дешёвке) за рубеж пушнины, леса, рыбы, хлеба, угля, нефти, газа и т. д.

А тем самым, если говорить предельно жёстко, овладение громадными, таящими в себе громадные запасы разнообразных природных ресурсов, территориями, так и не сделав Россию по-настоящему богатой, принесло ей больше вреда, чем пользы, ибо на протяжении многих веков приучало нацию и, в первую очередь, её правителей к бездумному растранжириванию этих самых природных ресурсов. И приучило настолько, что даже сейчас, когда страна стоит на грани банкротства, её элита не мыслит дальше примитивного наращивания объёма добычи и продажи первичного (в лучшем случае – полуфабриката) природного сырья. Так что при оценке результатов деятельности Первой и Второй Камчатских экспедиций обязательно должно исходить из того, что наряду со многими, и по настоящему величайшими достижениями, к числу её ведущих, хотя и завуалированных временем и традициями, последствий относится и окончательное закрепление у русской общности психологии временщика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Из вахтенного журнала пакетбота «Св. Пётр» о плавании к берегам Америки. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII век. М. Наука, 1984. С. 232-249.

2. Камчатка. XXVII –XX вв. Историко-географический атлас. М.: Роскартография. 1997. 112 с.

3. Морские памятные даты. Под ред. В. Н. Алексеева. М.: Воениздат, 1987. 398 с.

4. Полевой Б. П. Новое об открытии Камчатки: часть первая. Петропавловск-Камчатский. Издательство “Камчатский печатный двор”. 1997. 159 с.

5. Полевой Б. П. Новое об открытии Камчатки: часть вторая. Петропавловск-Камчатский. Издательство “Камчатский печатный двор”. 1997. 203 с.

6. Полевой Б. П. Открытие Камчатки в свете новых архивных находок. Третьи международные исторические и свято-иннокентьевские чтения, посвящённые 300-летию присоединения Камчатки к России. Петропавловск-Камчатский. «Белый шаман», 1998. С. 5-8.

7. Рапорт А. И. Чирикова в Адмиралтейств-коллегию о плавании к берегам Америки. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII век. М. Наука, 1984. С. 224-231.

8. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII век. М. Наука, 1984. 320 с.

9. Стеллер Г. В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки. 1741-1742. М.: АО Изд-во «Пан», 1995. 224 с.

Петропавловск-Камчатский

Поступило в редакцию

План экспедиции был таков: через Сибирь сухопутьем и по рекам в Охотск, отсюда морем на Камчатку и далее плавание на судах в поисках пролива.

24 января 1725 г. участники экспедиции вышли из Петербурга. Чтобы известить об экспедиции сибирского губернатора и обязать его оказывать помощь, 30 января 1725 г. в Сибирь был отправлен указ императрицы, в котором содержались некоторые неясные пункты. По этой причине по просьбе Беринга в начале февраля того же 1725 г. был послан второй указ, в котором перечислялись все виды помощи, необходимые экспедиции. В января 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Еще до прибытия Беринга в Охотск здесь для экспедиции было построено в 1725 г. судно, которое спустили на воду в июне 1727 г. и назвали "Фортуна". На этом судне участники экспедиции вместе со всем снаряжением 4 сентября 1727 г. перебрались из Охотска в Большерецк, расположенный в устье р. Большая на западном берегу Камчатки. Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г., а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Поэтому плыть вокруг Камчатки через Первый Курильский пролив, который не был изучен, было опасно. Пересечь полуостров по рекам Большая, ее притоку Быстрая и по р. Камчатка также не удалось: Шпанберг, отправленный с имуществом на 30 судах, был застигнут морозом.

24 января 1725 г. выехал из Петербурга спутник Беринга - Чириков со своею командою. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число всех чинов, участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольском Охотске, простиралось до 20, а всего под командою Беринг было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "журналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. - Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску. Все почти лето 25 года команда провела в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг, с отрядом из 39 человек, в Уст Кутсюй острог, на Енисей, для постройки 15 барок, Беринг 26 мая 1726 г. на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июля Беринг прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 г. на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие. Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижне-камчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г., употребив на весь путь (в 883 версты) около 2 мес. Нагрузив в Нижне-камчатске провиантом бот - "св. Гавриил", построенный там же, Беринг со всею своею экспедицией сел на него и 13 июля 1728 г. вышел из устья р. Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой. Сразу же после снятия с якоря командир корабля и его штурманы начали опись берегов, вдоль которых они проходили, записывая результаты навигационных и астрономических наблюдений в вахтенный журнал с точностью до сотой доли минуты, а результаты взятия пеленгов на береговые предметы (мысы, горы и т. д.) - с точностью до минуты. На основании навигационных и астрономических определений составлялась карта Северо-Востока Азии и прилежащих островов Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Беринг достиг наконец 67° 18" с. ш. и убедившись здесь, на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что стало быть "нельзя Азии соединяться с Америкою", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. Все наблюдения тщательно фиксировались в вахтенном журнале. За время плавания к Берингову проливу (1728 г.) и затем вдоль побережий Камчатки (1729 г.) командир корабля и его штурманы описывали побережье, ежесуточно совершая географические открытия. Опись производилась систематически, тщательно и добросовестно. В отдельные дни моряки пеленговали до 8 ориентиров. Записи пеленгов на виденные береговые объекты в вахтенном журнале настолько обстоятельны, что позволяют с достаточной точностью восстановить, какие географические открытия были сделаны. Большинство из этих открытий оставались неизвестными, так же как и записи о плавании "Св. Гавриила" через пролив между Азией и Америкой.

Географические открытия и исследования всегда сопровождаются картографированием, поэтому карта - один из основных источников истории открытий. В материалах, касающихся Первой Камчатской экспедиции, упоминаются три карты, представленные Берингом.

О первой из них мы узнаем из протокола Конференции Академии наук от 17 января 1727 г., в котором говорится о рассмотрении Ж. Н. Делилем "карты о России капитана Беринга" . Вторая карта, составленная В. Берингом и П. Чаплиным с изображением пути от Тобольска до Охотска, была послана из Охотска в июне 1727 г. . Третья (итоговая) карта экспедиции была приложена к отчету Беринга .

О четвертой карте нам стало известно только в 1971 г. Подлинная карта В. Беринга и П. Чаплина по итогам экспедиции обнаружена А. И. Алексеевым в 1969 г. в Центральном государственном архиве древних актов, позднее она была опубликована А. В. Ефимовым . На этой карте приведены итоги Первой Камчатской экспедиции. Карта В. Беринга и П. Чаплина 1729 г. дала ценнейшие сведения о северо-восточной оконечности Сибири и легла в основу картографических работ, начиная с атласа И. К. Кириллова, и оказала огромное влияние на мировую картографию. Итоговая карта Первой Камчатской экспедиции стала известна исследователям в скором времени после окончания экспедиции. Этот документ доказывает, что во время Первой Камчатской экспедиции впервые было совершенно правильно положено на карту побережье северо-восточной Азии от устья р. Охота до м. Кекурный (п-ов Чукотский). Достаточно сравнить карту И. Гомана 1725 г., отражающую достижения географической науки к началу Первой Камчатской экспедиции, с картой В. Беринга и П. Чаплина 1729 г. [рис. 3], чтобы убедиться, что Северо-Восток Азии впервые был исследован и нанесен на карту Берингом и его помощниками.

Итоговая карта Первой Камчатской экспедиции получила широкое распространение в России и за рубежом и была использована при составлении карт Ж. Н. Делилем (1731, 1733, 1750, 1752 гг.), И. К. Кирилловым (1733-1734 гг.), Ж. Дюгальдом (1735 г.), Ж. Б. Д"Анвилем (1737, 1753 гг.), И. Газиусом (1743г.), авторами Академического атласа (1745 г.), А. И. Чириковьш (1746 г.), Г. Ф. Миллером (1754-1758 гг.) . На использовании Итоговой карты и вахтенного журнала основаны первые исторические карты плавания "Св. Гав-риила", составленные А. И. Нагаевым и В. Н. Верхом .

Береговая линия северо-восточной части Азиатского материка на Итоговой карте Первой Камчатской экспедиции и на современных картах во многом сходна. На карте показаны открытия, сделанные Берингом во время плавания 1728 г.: п-ова Озерной, Ильпинский, Олюторский, мысы Низкий, Камчатский, Опукинский и др. Хорошо показан Анадырский залив с его входными мысами Наварин и Чукотский. В этом заливе командир корабля и его штурман правильно нанесли зал. Креста, м. Фаддея, бух. Гавриила, м. Отвесный, бух. Преображения и др. Довольно точно на карте нанесены и очертания азиатских берегов к северу от Анадырского залива: мысы Чукотский, Кыгынин, Чаплина, бух. Ткачен и др.

На Итоговой карте показано, что Чукотский полуостров (его крайняя восточная точка - м. Дежнева) ни с какой землей не соединяется; в Беринговом проливе нанесены о-ва Диомида, правильно показан о. Св. Лаврентия. Огромные архипелаги, которые мы видим на Академических картах, на этой карте отсутствуют; правильно нанесены три северных Курильских острова, юго-восточное и юго-западное побережье Камчатки.

Важным источником материалов об итоге плаваний является Генеральная карта Морской академии 1746 г., которая стала хорошо известна только в последние десятилетия. На карте Морской академии северо-восточное побережье Азии от устья р. Охота до м. Кекурный положено по Итоговой карте [рис 1,2,3] Первой Камчатской экспедиции и в целом довольно правильно подытожены достижения Первой и Второй Камчатских экспедиций.

2 сентября 1728 г. Беринг был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на восток, но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул м. Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк. Через 20 дней был уже в устье р. Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 г. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования сев. и сев. вост. берегов Сибири.

Адмиралтейсткая коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Беринга, тем не менее ввиду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитанкомандора и денежную награду - в размере 1000 рублей. Одобрены были сенатом и адмир. коллегией и "предложения" Беринга, а за этим одобрением последовало (28 дек. 1732 г.) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции.

Московский Городской Педагогический Университет

Географический факультет

Витус Беринг.

Первая Камчатская экспедиция

Работу выполнил: Яковлев М.Л.

III курс, группа 2 «б»

Преподаватель: доц. Гайворон Т.Д.

Москва 2003


Вступление………………………………………………………………………….3

Глава I. Предпосылки экспедиции…………………………………………………4

Глава II. Первая Камчатская экспедиция………………………………………….8

Глава III. Значение первой Камчатской экспедиции……………………………14

Заключение…………………………………………………………………………20

Список используемой литературы…………………………………………….…21


Вступление

Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть в любую точку страны. Но вот благодаря кому мы имеем такую возможность знает далеко не каждый. Об одном из таких людей и пойдет речь в моем реферате.

Проблема освоения северо-восточных территорий России с давних времен будоражили умы русских ученых и политиков. Постепенно, год за годом километр за километром осваивалась порой труднопроходимая территория нашей необъятной страны. В своем реферате я расскажу, наверное, о самой главной экспедиции в истории освоения восточных рубежей – о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Предпосылки экспедиции, её ход, все трудности, с которыми пришлось столкнуться ее участниками, и итоги будут рассмотрены в моем реферате.

Основной задачей реферата является, показать, какой вклад в Российскую географию внес первый дальневосточный вояж Витуса Ивановича Беринга.


Глава I . Предпосылки Камчатской экспедиции

В историю величайших географических открытий, в историю освоения арктических морей и Крайнего Севера русский народ самые славные героические страницы.

Мысли об использовании Северного морского пути владели умами отдельных исследователей уже в XVI веке.

Первые попытки русских исследователей проникнуть на Север относятся к концу XVI – началу XVII столетий. Известный русский путешественник Дежнев в первой половине XVII века, обогнув северо-восток Азии достиг Камчатки.

В период преобразовательной деятельности Петра I, когда Россия, как морская страна, выходила на одно из первых мест среди государств Европы, вопрос об экспедиции на Север и Дальний Восток был поставлен в качестве государственной задачи.

Широкий размах, начиная с Петра, побуждал лучших представителей Западно-Европейских стран применить свои силы и знания в России.

В числе этих представителей мы находим одного из датчан, родом из Ютландии – Витуса Беринга. Витус Беринг родился 12 августа 1681 г. в датском городе Хорсенс. Родителями его были Ионас (Юнас) Свендсен и Анна Педерсдаттен Беринг. Новорожденного окрестили Витус Ионассен. В самом старом томе собрания церковных книг города Хорсенс сохранилось до наших дней свидетельство о крещении Беринга.

В 1885 г. датский историк П. Лауридсен сообщил о находке в г. Хорсенс этой церковной книги, по которой удалось точно установить дату рождения Беринга . Мореплаватель носил фамилию своей матери, второй жены Свендсена, происходившей из известного в Дании рода Берингов, родоначальником которого был некий Йене Мадсен Беринг, живший в середине XVI в. в Виборге (Vibork) - область Дании, занимающая часть округов Виборг и Аальборг, в своем имении Бьёринг, откуда и произошла фамилия Беринг.
Отец Витуса Беринга Ионас Свендсен был таможенником. Он родился, как предполагают, в г. Хальмстад, в тогдашней датской провинции Халандии (ныне это - территория Швеции), был попечителем церкви в г. Хорсенс и принадлежал к наиболее уважаемым людям города.
У Витуса Беринга было два родных брата Иунас (Ионас) и Йёрген, а также сестры, одна из которых была замужем за вице-адмиралом русского флота Т. Сандерсом.

Род Берингов был знатным, но в XVII в. уже разорившимся. Это видно из описи имущества семьи после смерти родителей в 1719 г. В ней имеется купчая, в которой перечислено все имущество - старый обветшалый двор и дешевая домашняя обстановка.

После смерти отца в 1719 г. Витус унаследовал 30 ригдаллеров, 4 марки и 6 шиллингов. Эти деньги и накопившиеся проценты по ним (всего на сумму 139 ригдаллеров, 1 марка и 14 шиллингов) Беринг позже завещал неимущим г. Хорсенс . Известно также, что он не нажил себе состояния. Его решение отправиться в далекие и опасные путешествия вызывалось ненасытной жаждой знаний, пытливостью ума, стремлением принести пользу тому делу, которому он посвятил свою жизнь. О детстве Витуса известно очень мало. По соседству с родителями Беринга жил распорядитель похорон Томас Петерсен Вендельбу, чей сын был на пять лет моложе Витуса и, вероятно, был его товарищем по играм. В то время в фиорде, где расположен г. Хорсенс, существовал маленький островок, на который мальчики плавали на самодельных лодках.

Витус ходил, вероятнее всего, в школу, которую содержал будущий свекор сестры Беринга (Анна Катринс Йонасдаттер) Педер Лауритцен Дальхофф. Школа находилась в Хорсенсе на улице Смедегаде. Сын Педера Л. Дальхоффа Хорлов в 1695 г. женился на сестре Витуса. Он служил фанфаристом в датском военном флоте. Очевидно, разговоры о жизни на флоте занимали большое место в школе, а также в доме № 59, по улице Сёндергаде, где жила семья В. Беринга.

В то время Дания активно участвовала в завоевании замор-ских территорий, датский король направлял экспедиции во все страны света. Несомненно, молодой Витус знал об экспедиции Йенса Мунка (начало XVII в.), а также об экспедициях на о. Гренландия и в Индию.
Поэтому приход юного Витуса на морской корабль был совершенно естествен. Уже в детстве он был очарован морем, быстро постигал морские науки, становясь превосходным мореплавателем.

Витус Беринг, так же как его двоюродный брат Свен и товарищ Сивере (будущий адмирал русского флота), плавал в Ост-Индию на голландском корабле. По словам датского историка К. Нильса, Беринг в 1703 г. окончил в Амстердаме морской ка-детский корпус, который считался лучшим в мире, получил офицерское звание.

В 1703 г. в Амстердаме Витус встретился с вице-адмиралом русского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), который обратил внимание на ряд качеств молодого человека, очень ценных для морской службы. При содействии Крюйса Беринг был зачислен в состав русского военно-морского флота .

Следует отметить, что внук Витуса Беринга - Христиан Беринг тоже был офицером русского флота и в 1794 г. на судне "Слава России" под командованием Г. Сарычева прошел по пути, которым в 1728 г. проходил его дед .

Приехав в 1704 году в Россию, Беринг навсегда связал свою судьбу с русским народом. Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев). Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и бухту св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г., с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командою. 1714 - 16 гг. Беринг провел все почти время на море, побывал и в Копенгагене и в Архангельске. С 1716 г. по 1723 сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 г. в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана 1-го ранга.

Многие годы работая с передовыми русскими учеными по изучению Севера и Дальнего Востока, Беринг стал великим русским исследователем, посвятившим свою жизнь народу, с которым сроднился.

По прошествии 10 лет с начала своей службы в России Беринг приобрел славу лучшего морехода петровского флота. С 1724 года Беринг неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбою снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые, во время его пребывания в Голландии, в 1717 г. ту же просьбу к Петру повторила и парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 г. он собственноручно написал следующую инструкции для начальника экспедиции Витуса Беринга:

1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами,

2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянии (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка,

3) для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный куст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюда.

23 декабря 1724 года Петр подписал указ о снаряжении экспедиции для изучения мест, где Азия «сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений». Руководителем экспедиции был назначен Беринг.

Кроме изучения Северного морского пути, на экспедицию был возложен целый ряд других задач: изучить побережье Ледовитого океана, собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, завязать торговые отношения с Америкой и Японией, ознакомиться с природными богатствами, флорой и фауной Севера, произвести географические описания далекой и тогда еще мало известной Восточной Сибири, наметить пути сообщения с отдаленными областями.