Режим зимней резины. Летняя резина зимой и зимняя летом — правила использования

Комфортная и безопасная эксплуатация транспортного средства зависит от подготовки колес к сезонным изменениям дорожного покрытия. Раскаленный сухой асфальт требует от шин определенных характеристик, позволяющих водителю уверенно держать автомобиль на дороге. Зимняя слякоть, обледеневшая трасса и температура ниже нуля - веская причина «переобуть» машину. Некоторые автолюбители сомневаются в целесообразности приобретения недешевых шин, соответствующих сезону.

Зимние покрышки выдерживают мороз и лед на дороге, значит подойдут и для летнего асфальта. Но зимняя резина летом не является оптимальным вариантом для автомобилистов по ряду причин, в том числе из-за угрозы разрыва покрышки. А если машина редко эксплуатируется в зимний период, то замена летней резины при ограниченных финансах кажется необязательной. Однако это явное заблуждение, так как ездить зимой на летней резине еще более опасно, чем на зимней летом. Специалисты автосервисов уверены, что при плюсовых температурах на автомобиле должна стоять летняя резина, а при минусовых - зимняя.

Зимняя и летняя резина - в чем отличия?

Ассортимент шин в зависимости от сезона эксплуатации можно разделить на три категории: летние, зимние, универсальные. Шины для зимы отличаются маркировкой, внешним видом, составом, звуком при движении авто. О том, какая резина считается зимней по закону, сказано в Техрегламенте, принятом Таможенным союзом. Она должна быть промаркирована следующими знаками: Mud+Snow, MS (грязь + снежный покров), Winter (зима), снежинка - один из этих символов обязательно должен присутствовать. Также они шире, массивнее, на внешней стороне больше ламелей (канавок в профиле покрышки), протектор толще, есть шипы или липучки. Резиновая смесь для зимнего варианта более мягкая. При низких температурах (ниже -25 градусов) шины должны обеспечивать хорошее сцепление с заснеженной или обледеневшей трассой, особый состав позволяет колесам «липнуть» даже ко льду. Водители отмечают, что гул, который появляется при смене летних шин на зимние, обусловлен шипованными покрышками или высоким протектором. Не стоит считать посторонний звук следствием некачественной модели или высокой жесткости резиновой смеси.

Шины для лета отличаются также отличаются маркировкой - на них изображен символ солнца; внешним видом - для летних моделей характерен несимметричный рисунок на протекторе, что позволяет минимизировать шумовой эффект при высокой скорости. Ламели менее рельефны, поскольку требуется меньше усилий для сцепления; составом - упругая резиновая смесь рассчитана на эксплуатацию покрышек при высоких температурах (выше +25 градусов), даже когда асфальтовое покрытие начинает плавиться, колеса не должны «проваливаться» и терять форму; сроком эксплуатации - летние покрышки стираются в 2-3 раза быстрее. Из-за этих характеристик езда по снегу на летней резине является особенно опасной.

Универсальные шины имеют маркировку All Seasons (все времена года), предназначены для эксплуатации в условиях со стабильным климатом (без сильных температурных колебаний). Такие покрышки идеальны, когда снег выпадает редко, а лето не бывает слишком жарким. Экономным автомобилистам нужно знать, что использование всесезонных покрышек увеличивает расход топлива на 3%, стоимость универсальной модели выше, чем сезонных аналогов. Изнашиваемость также возрастает, поскольку покрышки эксплуатируются круглый год.

Использование зимней резины летом

Если летом авто используется редко, многие автомобилисты не видят смысла менять резину и оставляют шипы или «липучку» на колесах. Но даже сотня километров по дачной дороге могут придать шине форму квадрата, и новая машина будет двигаться как запорожец со стажем. Колесо квадратной формы со временем может вывести из строя или значительно сократить время службы ходовой и подвески.

Шипованная резина

Шипованные покрышки предназначены для эксплуатации в сложных условиях обледеневших дорог. Это могут быть сельские улицы без покрытия при гололеде, зимние дороги в горной местности и т.д. Однако часто состояние городских трасс таково, что в гололед шипованные шины не помешают. Стоит отметить, что во многих европейских странах отказались от эксплуатации такого вида покрышек, поскольку они:

  • Разрушают дорожное покрытие;
  • Провоцируют аварийные ситуации на дороге в дождь или при мокром снеге. В условиях города, когда дороги посыпают смесями, содержащими соль, шипованная резина ухудшает эксплуатацию автомобиля, удлиняет тормозной путь;
  • Угрожают другим участникам дорожного движения, поскольку шип, отлетевший в процессе движения машины, развивает скорость до 180 км/ч и предсказать его траекторию невозможно.

В летний период отрицательное воздействие шипов на асфальт возрастает, а сокращение тормозного пути может привести к столкновению с транспортом, который следует за машиной. Срок эксплуатации покрышек уменьшается, а уровень шума возрастает вдвое. Поэтому ответ на вопрос «можно ли ездить на зимней резине летом?» однозначен - нет.

Резина-липучка

«Липучкой» автомобилисты называют фрикционные шины, принцип действия которых заключается в тесном сцеплении колеса и дорожной поверхности за счет мягкого состава резины и глубоких ламелей, расположенных в разных направлениях. Такие шины наиболее эффективны на дорогах, не покрытых чистым льдом, то есть не расчищенных, запорошенных снегом, снежной «кашей» и т.п. Из-за своих свойств такая резина дает автовладельцам основания полагать, что ее можно использовать и в плюсовую температуру. Однако любой специалист на вопрос «можно ли ездить на липучке летом?» также даст однозначный ответ нет. Максимальная оптимальная плюсовая температура для езды на такой резине составляет +5 градусов.

Если резина без шипов

Зимние шины без шипов не запрещены для колесного транспорта в летний период. Но автовладельцы со стажем настаивают, что расход топлива увеличивается, вероятность аварии повышается, а срок службы и комфорт вождения снижаются. Почему так происходит? Высокая температура размягчает и без того мягкую зимнюю покрышку, для хорошего сцепления с дорогой нужно усилие, что провоцирует более высокую мощность двигателя. Как следствие - расход топлива возрастает на 10%.

Кроме прочего езда летом на зимней резине без шипов может спровоцировать разрыв покрышки. Химический состав резиновой смеси в зимних шинах приводит к деформации протектора при высоких температурах. Достаточно небольшого препятствия (камня, острого края асфальта, постороннего предмета), и покрышка рвется или взрывается. Авария в этом случае неизбежна, а при высокой скорости последствия могут быть самыми плачевными - вплоть до летального исхода.

Езда на летних шинах зимой

Использование летней резины в зимний период запрещено Техническим регламентом, в котором прописаны характеристики зимних шин. Также покрышки для лета превращают эксплуатацию автомобиля при гололеде в сложнейший процесс, который под силу только каскадерам. Жесткость резиновой смеси при отрицательных температурах увеличивается, зацеп слабеет, и авто перестает слушаться руля. Можно провести эксперимент, оставив на морозе обычный школьный ластик. Мягкая текстура под воздействием холода утратит эластичность, ластик сломается без усилий. Летние покрышки так же ведут себя на заснеженной трассе при минусовых температурах. Тормозной путь автомобиля увеличивается, что приводит к опасным ситуациям на дороге, срок службы шин значительно сокращается. Требования к шинам в зимний период, указанные в Техрегламента, позволяют подобрать оптимальный вариант, который будет обеспечивать безопасность дорожного движения.

При температуре около нуля летняя модель относительно безопасна при сухом асфальте, неагрессивном стиле езды в условиях умеренной загруженности дорог. Все эти условия редко совпадают, поэтому производители рекомендуют «переобувать» авто, когда на улице выше +5 градусов. Эксплуатация машины с летними шинами при 0 градусов осложняется наледью, участками с мокрым снегом, загруженностью трассы. При резком торможении даже со скоростью 40 км/ч срабатывает антиблокировочная система, что свидетельствует о сложностях остановки.

Что будет, если использовать резину не по сезону?

Законодательно данная проблема строго не регламентирована, поскольку территория РФ слишком велика. В некоторых регионах снег тает всего на несколько дней, поэтому в смене покрышек нет необходимости. В южных областях даже зимой минусовая температура держится 2-3 недели, так что многим автолюбителям проще воспользоваться городским транспортом, чем тратить солидную сумму на зимнюю резину. Однако на большей части страны погодные условия сложно назвать стабильными, а годовые колебания температуры требуют особого внимания к безопасности на дороге. Принятый Таможенным союзом Техрегламент определяет, что эксплуатация автомобилей с шипованной резиной в летний период запрещена. Также нельзя ездить зимой с летними покрышками. Данные положения действительны и в России.

Требования к шинам в зимний период установлены в Приложении 8 к Техрегламенту. Шинами с шипами должны быть укомплектованы автомобили категории «M1», «N1» (легковые и грузовые до 3,5 тонн) в течение 3 месяцев зимы. Допускается, что законодательство может изменить сроки запрета, исходя из климатических особенностей какого-либо региона. Но в КоАП РФ не предусмотрены штрафные санкции за неустановленную сезонную резину летом или зимой. Единственные нарушения, за которые можно получить штрафы - это езда на лысой или разной резине. Согласно п.1 ст.12.5 КоАП он составляет 500 рублей.

Заключение

Экономия на сезонном комплекте шин отрицательно сказывается на безопасности участников дорожного движения, повышает риски аварии и снижает комфорт, срок службы авто. Экономическая выгода нивелируется повышенным расходом топлива, износом покрышек, ходовой и подвески.

С окончанием лета перед владельцами авто встает вопрос о необходимости замены резины. Самые ответственные автомобилисты подходят к этому вопросу заранее, не дожидаясь заморозков и появления наледи на дорогах. Но, выбирая резину на зиму для своего авто, трудно разобраться во множестве деталей, которые сваливаются на голову владельца.

Сразу стоит отметить, что универсальной резины, которая подходит для всех машин и водителей, не существует. Выбирая зимнюю резину, необходимо учитывать множество факторов.

Какую зимнюю резину следует выбрать в тех или иных вариантах - подробная инструкция на примере типичных ситуаций.

Шипы или нет?

Рано или поздно перед каждым владельцем авто встает вопрос, покупать шипованную резину или выбрать «липучку». Если посмотреть на различные автомобильные форумы и сайты, то можно увидеть не прекращающиеся войны сторонников как одного, так и второго варианта. Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Прост, потому что шипованная резина с грубым рисунком протектора хорошо подходит для тех регионов, где зимой обычно стоит сухая погода, а дорожное полотно представляет собой плотно укатанный лед. Но при этом при езде такие покрышки сильнее шумят.

В случае если на дорогах зимой снежная каша, шипы не обеспечивают достаточного сцепления автомобиля с дорогой. Также шипованная резина не лучший выбор при езде зимой по чистому асфальту. Не рекомендуются шипы и для тех, кто любит гонять на своем авто.

В качестве альтернативы шипованной резине выступает нешипованная резина.

Зимняя нешипованная резина представлена двумя типами:

  • европейская резина;
  • скандинавская резина.

Различие этих типов шин заключается в характеристике погодных условий, с которыми сталкивается водитель зимой на дороге.

В первом случае покрышки предназначены для сцепления с дорожным покрытием при плохих погодных условиях (дожде, мокром снеге). Европейский тип зимней резины позволяет ездить на высоких скоростях. Для нее существует четыре скоростных индекса: W (270 км/ч), V (240 км/ч), H (210 км/ч) и T (190 км/ч).

Но подобные шины показывают плохие результаты при езде по льду или укатанному снегу. Любителям динамичной езды нужно помнить, что на скользком покрытии нужно быть особенно аккуратными при поездке на этих шинах. Не рекомендуется использовать эту резину и при езде в теплую погоду, так как высокая температура ухудшает тормозные качества этих шин.

Во втором случае обеспечивается оптимальное сцепление колес на обледенелой дороге и дорожном покрытии со снежным настом. За счет мягкой резины покрышки такого типа хорошо чувствуют себя при очень низких температурах.

Но при использовании таких шин необходимо отказаться от агрессивной манеры езды: резкого торможения и перестроения или крутого вхождения в поворот.

Важность рисунка протектора

В магазине у одного производителя представлено несколько моделей зимней резины и, кроме наличия шипов, она отличается разным рисунком протектора. Это связано с тем, что на разных дорогах шины выполняют разные функции, что отражается на характере рисунка протектора:

  • если автомобиль двигается по дороге, на которой лежит хороший слой укатанного снега, то необходимо, чтобы колеса обеспечивали хорошее торможение и отсутствие пробуксовок при движении. Для этого шины должны максимально «вгрызаться» в снег. В таком случае требуется зимняя резина протектор которой состоит из отдельных ромбиков, кубиков, снежинок, которые отделены друг от друга достаточно большими зазорами;
  • при движении по дороге, на которой лежит снежная каша, на первый план выходит отвод воды и снега из-под колес и устойчивость к заносам;
  • если двигаетесь по сухому асфальту в мороз, от шин требуется максимальное сцепление с дорогой.

Правильно читайте маркировку на шинах

Производитель шины наносит на нее все важные для потребителя свойства, необходимо только знать, как их прочитать. Обладая этим знанием, процесс выбора зимней резины под свои потребности можно свести к минимуму.

При осмотре поверхности зимней шины перед покупкой можно получить следующую информацию:

  1. Дата изготовления. Обозначена в виде четырех цифр на боковине шины (первые две цифры означают номер недели года, вторые две - год изготовления).
  2. Износостойкость. На поверхности шины указывается надписью Treadwear и измеряется в единицах. Стандартная износостойкость - 100 ед., которых хватает на 48 000 км пробега (среднее значение пробега на сезон).
  3. Индекс скорости. Зашифрован буквами английского алфавита - от N (140 км/ч) и до ZR (выше 240 км/ч). Тем, кого интересует быстрота езды и такой показатель, как низкий износ, лучше всего брать шины с маркировкой S.
  4. Показатель нагрузки. По своей сути он означает, какой вес приходится на каждое колесо. По словам специалистов, данный индекс должен быть в пределах 30–35 процентов от веса снаряженного автомобиля.
  5. Тип шин. Для зимней резины должно быть указано M+S (Mud + Snow) и/или Winter, что означает «грязь и снег» и/или «зима». Очень осторожным следует быть выбирая шины с маркировкой All season - «Всесезонные» или All weather - «Всепогодные». Ряд производителей выпускает покрышки с подобной маркировкой для стран с теплым климатом, где зимой температура опускается лишь до нуля.
  6. Сертификация. Соответствие качества резины требованиям Евросоюза обозначается буквой Е, а требованиям США – DOT. На некоторых покрышках можно встретить обе эти маркировки.

Дополнительно маркируются такие признаки, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление - оптимальный уровень, 3 деления - слабый). Также стоит напомнить, что профессиональные внедорожные и гоночные шины не маркируют, как и наварные, шипованные и некоторые другие типы. Это стоит учитывать при покупке.

Независимо от того, какую зимнюю резину выберет владелец машины, необходимо помнить о простых правилах.

  1. Менять летнюю резину необходимо на всех колесах сразу, устанавливая одинаковый тип зимних шин.
  2. Нельзя тянуть с заменой шин. Как только температура воздуха опустилась до плюс 5 градусов, можно смело ехать и переобувать свою машину в зимний комплект шин.
  3. Зимой следует быть более внимательным на дорогах и по возможности избегать агрессивной манеры езды.
  4. Если автомобиль одет в шипованные шины, то следует быть особенно осторожным при езде по голому асфальту, рекомендуется снизить свой скоростной режим.

И, пожалуй, самый главный критерий при выборе зимней резины - качество. Необходимо, чтобы продавец гарантировал, что имеющиеся у него шины соответствуют заявленным свойствам.

Предполагают смену шин на колесах в соответствии с текущим сезоном. Данное требование обусловлено множеством факторов, связанных с безопасностью на дороге. Тем не менее в летнее время встретить машину, оснащенную зимней резиной, не составит труда. Рациональных мотивов для такого решения немного, и в большинстве случаев водители пытаются таким образом избавить себя от лишних хлопот с обновлением колес. Однако вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине, требует серьезного осмысления. При глубоком анализе такого подхода к эксплуатации транспортного средства всплывают не только аспекты безопасности, но и правовые нюансы, а также вопросы финансовой целесообразности. Но обо всем по порядку.

Почему используют зимние шины летом?

Неопытный водитель, который решил оставить зимнюю резину на теплое время года, может руководствоваться простой логикой - если шины справляются со снегом и льдом, то уж точно совладают с сухим или мокрым покрытием. Более того, езда на зимней резине летом может обманчиво казаться более безопасной. Впрочем, фактор риска ДТП, как правило, не является главным. Обычно такой выбор делается с целью экономии. При этом экономия будет разовой - только за счет исключения затрат на «переобувку». Также применение зимней резины летом распространено в случаях если рисунок протектора износился и не выполняет своей функции на снежном покрытии. Поэтому единственным приемлемым назначением таких шин остается езда по сухой дороге, но и тут не все просто.

Чем различаются зимние и летние шины?

Для развенчания мифа о том, что зимние шины не менее эффективны и летом, стоит разобраться в отличительных свойствах. Шины для лета призваны обеспечивать стабильный сцепляющий коэффициент независимо от параметров качения на повышенных скоростях. Они имеют несимметричный рисунок, что сказывается на высокой шумоизоляции. Поэтому для ответа на вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине, следует оценить, насколько такие шины удовлетворяют запросам летней езды. Протектор резины имеет «шашечки» со сложными рельефами - именно благодаря им автомобиль может безопасно двигаться по проблемным зимним дорогам. Этому способствуют различные канавки, прорези и фигурные разветвления в рисунке, позволяющие сохранять сцепление при движении по льду и снегу. Но будут ли так же эффективны зимние шины на летней дороге? К сожалению, нет. В данном случае наличие «шашечек» будет мешать движению на высокой скорости, что может привести к потере управляемости и аварии.

Разница в составе резины

Еще одним существенным отличием в сезонных шинах является состав резиновой смеси. Шины, предназначенные для использования зимой, имеют мягкую структуру, которая позволяет колесам успешно справляться со своими задачами в непогоду. Опять же, это качество себя оправдывает зимой и в условиях легкой оттепели. В остальное время предпочтительнее летняя резина, характеризующаяся жесткостью, упругостью и износостойкостью. На морозе такие колеса буквально дубеют, из-за чего их использование в таких условиях также не рекомендуется. Соответственно, и мягкость резины в теплое время не является благоприятным качеством.

Как ведет себя зимняя резина летом?

Наиболее яркие отличия в эксплуатации летних и зимних шин в теплое время проявляются на мокрых покрытиях, в частности на асфальте. Также использование зимней резины летом рискованно в случаях экстренного торможения. Для более наглядной демонстрации особенностей такой эксплуатации шин можно привести результаты испытаний на аквапланирование. Так, на залитой дороге летние шины в среднем показывают нежелательный эффект «всплывания» на скорости порядка 80 км/ч. В свою очередь, аквапланирование зимних шин начинается уже при 70 км/ч. Характер поведения такой резины в условиях торможения также не оставляет сомнений в нецелесообразности их применения летом. Тормозной путь по сравнению с летними шинами увеличивается примерно на 30%, что напрямую свидетельствует о низком пороге безопасности при езде на зимней резине летом.

Что говорит закон?

Инициативы касательно запрета на использование несезонных шин выносились еще в 2013 году. Однако на тот момент нововведение вступало в противоречие с техническими нормативами Таможенного союза. Ситуация изменилась в 2014 году, когда был внесен законопроект о нормах использования шин по сезонам. Согласно ему зимняя резина летом, штраф за применение которой составляет 2000 руб., не может использоваться в шипованном виде. Аналогичная сумма штрафа предусматривается и за езду на летней резине в зимнее время.

К слову, осенью и весной водителям предоставляется полная свобода в выборе шин. Примечательно, что толчком для продвижения законопроекта стали московские пробки, движение в которых было затруднено как раз из-за применения автовладельцами несезонных шин. Этим обусловлено и то, что зимняя резина без шипов летом использоваться может. Сроки обновления покрышек в большинстве регионов России соответствуют календарным временам года. То есть с декабря по март необходимо использовать зимние шины, а с июня по сентябрь - соответственно, летние.

Мнение производителей

Многие изготовители автомобильной резины и прежде настойчиво рекомендовали своим клиентам применять шины строго по назначению. Технические отделы производителей регулярно проводят испытания сезонных шин, и на сегодняшний день выводы о том, можно ли ездить летом на зимней резине, с их стороны, очевидны. Правильно подобранная резина обеспечивает оптимальные сцепные качества автомобиля, благотворно сказывается на управляемости и, что также немаловажно, служит дольше. Кстати, резина для зимних условий пользования в летнее время изнашивается гораздо быстрее.

Какие летние шины лучше использовать?

Шины для летней езды - безусловно, оптимальный выбор для сухого или мокрого асфальта. Зимняя резина с таким покрытием справляется хуже, но это не значит, что любая сезонная «обувка» будет уместной. Итак, при первых признаках наступления тепла меняем резину на летнюю с учетом следующих нюансов:

  1. Направленность протектора. Опытным автолюбителям известна разница между ненаправленным и направленным рисунком. Первый вариант дешевле, устойчив к эффекту аквапланирования и позволяет устанавливать шину на любое колесо независимо от последовательности. Направленные протекторы обеспечивают хорошую управляемость и безопасность, но стоят дороже.
  2. Типоразмер. Несмотря на то что любой автомобиль имеет свои рекомендации относительно совместимости с шинами по размеру, некоторая свобода в выборе есть. И в этом плане надо учитывать, что низкопрофильная летняя резина облегчит управление, но езда будет жестче, а крупный размер способствует комфорту, но такие колеса могут задевать арки при поворотах.
  3. Шумность колес. С точки зрения безопасности этот фактор не является важным, но для комфортной езды его стоит учесть. Шумоизоляция просчитывается в самом рисунке протектора, однако на глаз определить ее качество невозможно. Обычно для этого используют документацию на конкретную модель шин, в которой указываются данные по этому показателю.
  4. В некоторых случаях стоит рассмотреть возможность применения всесезонных шин, которые позволят ездить при любой погоде - и в зной, и в мороз.

Вопрос финансов

Уже говорилось о том, что решение об использовании несезонных шин во многих случаях обусловлено желанием сэкономить. Но и тут выгода будет не так очевидна, поскольку зимняя резина, цена которой в среднем коридоре варьируется от 6 до 8 тыс. рублей, обходится дороже летней на 2-3 тыс.

Разумеется, существуют разные сегменты, которые в том числе представлены шинами бюджетной и премиальной категорий. В низшем звене разница в стоимости не так выражена. Например, за 3-4 тыс. можно приобрести продукцию для двух сезонов схожего качества. Премиальные марки выпускают более качественные и, соответственно, дорогие модели. Это надежная и долговечная зимняя резина, цена которой может превышать планку в 10 тыс. Летние же аналоги в этом сегменте, как правило, стоят дешевле, но тут уже многое зависит от уникальных качеств товара.

Заключение

Сделав выводы из характера движения на зимних шинах летом, выявить опасности такой езды не составит труда. В частности недостаточная сцепка с покрытием повышает риск потери управляемости. Особенно на мокром асфальте машины кидает по сторонам. На этом фоне наблюдается неудовлетворительный контроль над автомобилем в виде замедленных реакций. Поэтому вопрос о том, можно ли ездить летом на зимней резине при условии сохранении активной рулежки, стоять не может. В лучшем случае езда будет на грани требований безопасности, но о комфорте можно забыть.

С зимней резиной обостряется и проблема аквапланирования - впрочем, как и множество других неприятных эффектов при вождении в условиях непогоды летом. Одной из главных мотиваций для введения штрафа за использование несезонных шин стало увеличение тормозного пути, что напрямую сказывается на повышении риска ДТП.

Большая высота рисунка протектора новой зимней шины радует глаз владельца автомобиля. На первый взгляд кажется, что и срок службы зимней резины будет длительным. Однако на практике это получается не всегда. Что оказывает влияние на длительность использования и степень износа зимней шины – должен ответить для себя каждый водитель.

Срок службы шины – от чего отталкиваться

При определении срока службы зимних шин учитывается время, когда эксплуатация является возможной и безопасной с учетом требования ПДД и рекомендаций производителя.

В большинстве случаев производитель оговаривает физическую годность изделия, или юридически этот показатель принимается равным 10 годам.
Практика эксплуатации зимних шин показывает, что установленные сроки не всегда совпадают с реальностью. Для зимних шин различных производителей, по отзывам, в России в среднем срок эксплуатации составляет:

  1. Европейские производители . Величина пробега с учетом разных моделей находится в диапазоне 50-60 тыс. км.
  2. Российские производители . Многие модели являются лицензионными, или собственными разработками, качество которых улучшилось. Пробег составляет от 40 тыс. км и выше.
  3. Покрышки из Китая . В среднем при средних функциональных характеристиках, авторезина проявляет неплохую износоустойчивость. Известны случаи пробега на одном комплекте до 80 тысяч километров.

Владельцам автомобилей на стадии выбора комплекта колес – шипованная резина или липучка, следует учитывать, что длительность использования не превышает нескольких сезонов или 30 тыс. км. Это связано с повышенным износом выступающих элементов.

Влияющие на износ факторы


Наряду с пробегом и качеством самого изделия выделяют еще целый ряд эксплуатационных факторов, которые напрямую или косвенно влияют на срок службы зимней шипованной резины. Учитывать факторы следует как на стадии приобретения комплекта шин, так и в течение всего срока годности.

Дата изготовления и способ хранения

Дата выпуска автошины отмечается более 10 лет, и представлена на боковине покрышки в виде 4-значного кода. Первая пара цифр обозначает неделю от начала года, а вторые две – последние цифры года. Не стоит обращать внимание на новые колеса, которые отлежали на складе более 3 лет.

Значительное влияние на старение зимних шин оказывает длительный период хранения в межсезонье. Идеальными условиями станет помещение без значительных колебаний температуры, излишней влажности. При выборе способа хранения не допускаются следующие варианты:

  • хранение на ребре , что приводит к потере формы;
  • укладывание в штабеля , что приводит к «сплющиванию» колес;
  • вывешивание шины без диска , что вызывает вытягивание в «яйцо».

Оптимальным вариантом для хранения является подвешивание шины, одетой на диск за металлический обод. В случае невозможности самостоятельной организации такого способа следует обратиться в специализированный сервис, предоставляющий такую услугу.

Условия эксплуатации


Значительно снижают период эксплуатации и некоторые регулярные факторы, воздействующие на шины:

  1. Величина пробега . Понятно, что с увеличением пробега протектор изнашивается. Но и длительные простои оказывают разрушающий эффект на колесо. Поэтому важно выбрать рациональную середину между частыми поездками и редким выездом авто.
  2. Давление воздуха в шинах . Изначально зимой увеличьте показатель на 0,2 bar по отношению к установленному производителем авто. Пониженное давление на 0,5 атмосфер снижает срок службы на 20%, а еще меньшее значение становится не только разорительным, но и опасным. Срочно выровняйте давление между шинами!
  3. Движение под нагрузкой . При постоянной полной загрузке автомобиля свой ресурс на 20-30% сократит даже лучшая зимняя резина.
  4. Эксплуатационные параметры . Балансировку колес следует проверять хотя бы раз в год – например, перед началом сезона. По мере необходимости проводить диагностику состояния углов развала схождения, состояния подвески – это также позволит сократить износ протектора.

Повышенная температура дорожного покрытия значительно увеличивает износ протектора зимних колес. Помните, что и эксплуатация шипованных шин по чистому асфальту. Поэтому следует точно соблюдать Правила дорожного движения, своевременно проводя смену резины.

Стиль вождения и состояние дорог

Длительные тесты эксплуатации зимней резины показали, что для условий зимних дорог движение со скоростью 120 км/ч приводит к полному износу на 40% быстрее, чем размеренная езда на скорости до 90 км/ч. Не забывайте, что скорость напрямую влияет на вылетающие шипы. Хотя в последнее время закрепление шипов стало более надежным.

Высокую скорость следует соотносить и с состоянием дорог. Здесь легко вывести зимнее колесо из строя за одно мгновенье. Не забывайте, что состояние зимних дорог значительно уступает покрытию летом.

Эксплуатация при превышении степени износа


Многие владельцы автомобилей знают про остаточную степень износа, установленную для зимних шин – 4 мм. Именно поэтому, при достижении этого значения продолжается эксплуатация в теплый период года таких колес.

Шинные тесты показывают, что даже после года эксплуатации, тормозные свойства покрышек сокращаются на 10%. А почти лысые шины зимнего назначения на летнем асфальте – это просто небезопасно. Рис дорожной аварии многократно возрастает.

Когда менять резину на зимнюю? Ответ на этот вопрос необходимо искать в нормативных требованиях. Однако существует еще несколько нюансов, связанных с процедурой замены. Например, какими характеристиками должны обладать оптимальные зимние покрышки? При каких условиях менять? На какие покрышки поменять - с шипами или без? На эти и другие вопросы мы и постараемся дать подробный ответ.

Так когда же менять резину и на что ориентироваться? На первый снег и гололед? Это будет неверно, ведь климат в нашей стране переменчив и неоднороден. Лучше посмотрите на градусник - если он показывает температуру +7°C±5°C, это свидетельствует о необходимости переобуть свою машину . Оставаться на летней резине небезопасно, так как при такой температуре воздуха резина теряет сцепление с трассой и становится более грубой. Вы можете рискнуть, и ждать пока такое понижение среднесуточной температуры не будет на протяжении целой недели, но знайте - в любой момент автомобиль может занести на повороте и он станет неуправляемым. Так как заморозки на грунте по ночам образуют тонкую корку льда на асфальте. Потому лучше не рисковать.

C учетом конструкционных особенностей зимних шин, оптимальным временем для их установки по мнению большинства производителей является недельный период с момента, как температура опуститься до +5...7 градусов по Цельсию.

Увы, далеко не все владельцы автомобилей следуют данной рекомендации. Одни переобувают автомобиль в зимнюю резину, когда температура опускается до +12, а другие ждут, когда температура воздуха достигнет отметки 0.

Именно рекомендации производителей шин по замене резины являются наиболее правильными и способными обеспечить должный уровень безопасности на дороге. Также существует регламент, в котором четко прописаны требования по времени замены резины.

Когда менять резину на зимнюю по закону

В нормативных требованиях, также есть пунктик на счет когда менять резину по правилам. Об этом мы можем прочитать в “Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”. В частности в пункте 5.5 написано следующее:

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Обозначение зимней резины

На основе этой информации можно сделать вывод, что в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Они должны иметь значок «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (см. картинку).

У нас на сайте вы найдете больше информации:

В связи с разнообразием погодных условий в разных регионах РФ местные власти могут увеличить срок запрета эксплуатации шипованных шин. Например, запретят использовать шипованные шины с мая по сентябрь.

Для наглядности приведем для вас таблицу с информацией о периодах возможного использования разной резины в течение года.

Время года Летние Зимние ошипованные Зимние без шипов
Зима (декабрь, январь, февраль)
Весна (март, апрель, май)
Лето (июнь, июль, август)
Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Что касается всесезонной резины, то правилами допускается ее использование лишь в том случае, если на ней имеется одна из следующих надписей «М+S», «M&S» или «M S». Если соответствующие значки отсутствуют, то такую резину эксплуатировать зимой нельзя .

Штрафы за неправильное использование резины

Работники ГИБДД вправе наказать водителя за неправильное использование зимней резины или ее несвоевременную установку. В частности, в 2017 году в КоАП нет статьи, которая бы предусматривала наложение штрафа за факт отсутствия зимней резины. Однако проект такого закона существует, но пока не принят.

В то же время за использование поношенной зимней резины вас могут оштрафовать на 500 рублей. Однако существует и более гуманный метод - устное предупреждение. Штраф накладывается в том случае, когда глубина протектора зимней резины составляет менее 4 мм. Кроме этого, наложение штрафа возможно лишь при условии эксплуатации автомобиля на обледенелом или заснеженном дорожном покрытии.

Существует неофициальный день замены летней резины на зимнюю в центральной полосе РФ. Его датой назначено 15 ноября. Однако все же лучше не дожидаться этого дня, а выполнить замену при описанных выше условиях.

Какие шины установить на свой автомобиль?

Когда менять резину

Мы с вами детально разобрались с тем, когда следует менять резину. При этом у нас остался открытым вопрос - на что менять летние шины? Большинство автомобилистов советуют иметь при себе не только зимнюю и летнюю резину, но и третий комплект. В частности, летнюю, зимнюю шипованную и зимнюю нешипованную резину. Для чего? Все просто - когда в холодный период температура будет находиться в диапазоне -3°C...+5°C целесообразно использовать зимнюю нешипованную, а в случае резкого похолодания он сможет использоваться зимнюю шипованную резину. Однако вследствие высокой затратности данный метод подойдет не всем. Поэтому можно поступить проще - выбрать шипованные либо нешипованные шины.

При этом необходимо помнить, что нешипованные шины лучше показывают себя на сухой и мокрой трассе, а шипованные - на заснеженной и заледенелой. Экспериментально было доказано, что на сухом и мокром асфальте у шипованной резины тормозной путь на 7% длиннее, чем у нешипованной. Однако при езде по заснеженному и заледенелому покрытию “шипы” работают на 20% эффективнее.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас используются технологии “плавающих” и “активных” шипов, которые позволяют достичь безупречного поведения резины на любом покрытии, даже при наихудшем гололеде. И такие покрышки имеются в продаже. Их единственным недостатком является высокая цена. Однако со временем она наверняка будет снижаться, и все больше людей смогут позволить себе купить такую резину.

Отличия зимней резины от всесезонной

Несмотря на то, что всесезонная резина позволяет отлично сэкономить на шиномонтаже и необходимости покупки двух комплектов, в условиях российского климата данный тип резины работает слабо. Производители установили оптимальный диапазон использования всесезонной резины - от -5 до +20°C . В результате, остановив свой выбор на всесезонной резине, вы автоматически жертвуете безопасностью ради экономии. Причем опасность существует как летом, когда воздух прогревается свыше 30 градусов, так и само собой зимой, когда на градуснику ниже 30°C.

Что лучше - “скандинавский” или “европейский” тип резины?

Зимние шины подразделяются на “скандинавские” и “европейские” по рисунку протектора.

У “скандинавского” типа резины рисунок более разрежен, с большим числом расположенных в шахматном порядке маленьких ромбовидных шашечек. Расстояние между шашечками существенное. Благодаря этому протектор легко проталкивает верхнюю поверхность льда, и очищается от грязи и снега безо всяких усилий. Максимальное сцепление на заснеженной трассе - главное достоинство таких шин. Резина скандинавского типа отлично подходит для поездок по пересеченной местности и жителей отдаленных городов, то есть, там, где много снега. С ними застрять в снежных сугробах вам не грозит. Скандинавский тип резины широко применяются в общероссийских условиях и северных районах Европы.

Главной особенностью резины “европейского” типа является диагональное построение рисунка с множественными водоотводными каналами и большим количеством малых прорезей. Цель таких шин - обеспечение максимального сцепления с поверхностью дороги во время дождевой и мокрой погоды , а также при мокром снеге. Если зима малоснежная и мокрая (страны Центральной и Южной Европы, южные регионы РФ) - следует останавливать свой выбор именно на шинах европейского типа. Но нужно помнить - лед такой резине противопоказан . Практически всегда на шинах европейского типа присутствует маркировка «M+S»., что означает снег и грязь.

Правила использования зимней резины

Какую бы зимнюю резину не выбрал автовладелец, он обязательно должен помнить про пять правил ее использования:

  1. Шипованная резина ни в коем случае не переставляется с левого колеса одной оси на правое.
  2. В первые 800...1000 км обкатки зимней резины не превышайте скорость более 70 км/ч. Позвольте шинам “притереться”.
  3. В момент зимних колебаний температуры давление в шинах изменяется. Поэтому обязательно следите за давлением в шинах. Дабы предотвратить последствия резких перепадов температур, можно увеличить на на 0,1-0,2 атм. Но не более.

    Несоответствие давления может негативно отразиться на управляемости автомобиля, а следовательно и безопасности при езде.

  4. Обязательно устанавливайте зимнюю резину на обе оси. Не поддавайтесь ошибочному мнению о том, что установка резины на одну (ведущую) ось повысит безопасность при движении - это не так.
  5. При остаточной глубине протектора шипованной резины менее 4,7 – 5 мм не используйте ее.. На данной глубине расположен нижний фланец, посредством которого шипы держатся в покрышке. При установке шипованных шин шипы могут просто вылететь. Что касается обыкновенных зимних покрышек, то аналогичное значение составляет 4 мм.

Также следует остановиться на вопросе, можно ли ездить на зимней резине летом. Ответ прост - можно, но крайне нежелательно. Начнем аргументирование с технической точки зрения. Так, использование зимних покрышек в теплое время года грозит для вас и вашей машины:

  • Снижением безопасности езды. Состав материала покрышки изменяет свои характеристики, из-за чего резина не выполняет в полной мере возложенных на нее функций, в том числе защитных.
  • Увеличением расхода топлива на 5...10%. Ведь двигателю нужно больше мощности для раскручивания “расплывшейся” по асфальту резины. Соответственно, это ударит по вашему карману.
  • Значительным . Поверхность зимних шин более мягкая, и на голом асфальте она быстрее изнашивается.
  • Низким уровнем комфорта при езде для водителя и пассажиров.
  • Увеличившимся износом ходовой автомобиля.

Теперь коснемся юридических аспектов этого вопроса. В 2014 году был внесен Законопроект об использовании автомобильной резины по сезонам с наложением соответствующих штрафов. Предполагаемая сумма штрафа была быть 2000 рублей. Однако в настоящее время закон еще не принят, соответственно, сотрудники ГИБДД могут лишь сделать устное замечание и разъяснить водителю вред использования зимних шин летом.

Особенности монтажа зимней резины

Новые колеса должны быть хорошо отбалансированы. Это правило следует соблюдать независимо от того, меняете вы покрышки самостоятельно либо доверяете это мастеру из шиномонтажа. Также проверьте развал-схождение. При установке колес необходимо учесть направление их движения .

Также откажитесь от литых дисков . Пусть на заснеженной и скользкой трассе ваша машина будет выглядеть не так презентабельно, зато существенно уменьшится вероятность попадания грязи внутрь диска и последующего дисбаланса при движении. Следуйте вышеупомянутым рекомендациям во избежание аварийных ситуаций или ДТП.

Итоги

Не забывайте менять зимнюю резину осенью. Как только температура дойдет до +5...7°C, сразу езжайте на шиномонтаж или выполните замену самостоятельно. Не дожидайтесь 15 ноября. Также следите за тем, чтобы глубина протектора на всех покрышках была более 4 мм. И помните, что зимняя резина предназначена в первую очередь для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, а также других людей именно в холодную пору года! Не пренебрегайте ее использованием.