«К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. Монахиня Филарета: «Мы верим, что монастырь возродится в былом величии Матушка филарета о себе и о монастырской жизни


Борисоглебская церковь в старинном урочище Коложань в нынешней административной черте Гродно — национальное достояние и предмет заслуженной гордости Беларуси. Один из двух (наряду с церковью Спаса Преображения Евфросиньева монастыря в Полоцке) дошедших до нас домонгольских православных храмов на территории страны, он официально включен в так называемый предварительный список ЮНЕСКО — перечень архитектурных памятников, предлагаемых к присвоению статуса объекта культурного наследия всемирного значения. «Журнал Московской Патриархии» знакомит читателей с главными результатами рассчитанных на несколько лет ремонтно-восстановительных работ — первых за долгие десятилетия. PDF-версия

Выбор сильных
21 июля 2009 года Президент России Дмит-рий Анатольевич Медведев поддержал инициативу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и других лидеров традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии. За 10 лет были созданы новые органы управления, определен правовой статус священнослужителя, работающего в Вооруженных силах на штатной основе, организована система профессиональной переподготовки, издан ряд системных документов, регламентирующих деятельность священника в войсках, регулярно проводятся сборы. Об особенностях пастырского служения в воинских коллективах, значении духовного фактора в войнах и военных конфликтах, христианской воинской этике и других вопросах мы беседуем с председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Клинским Стефаном (Приваловым). PDF-версия.

Епископ Солнечногорский Алексий: Духовничество - это прежде всего послушание
Данилов монастырь стал первым монастырем на Руси. Пройдя сквозь годы лихолетий в XX веке и восстав из небытия, он вновь распахнул двери своих храмов для тех, кто приходит сюда в поиске Бога, молитвенной и духовной поддержки. О тех, благодаря кому удалось сохранить духовную преемственность между поколениями даниловских иноков, о том, что такое духовничество — талант или призвание, для чего современному монаху нужен гаджет и как исповедь помогает духовному росту, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Солнечногорский Алексий.ПДФ-верстия

О служении и церковной традиции в Западной Беларуси
Свыше двух десятков лет Гродненскую епархию Белорусской Православной Церкви возглавляет архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» владыка поделился воспоминаниями о непростом времени возрождения церковной жизни, об опыте служения на белорусском языке, о том, как возник Международный фестиваль православного пения «Коложский благовест», ставший известным далеко за пределами Белоруси, а также рассказал, зачем в его епархии создан экологический отдел. PDF-версия

Игумения Филарета (Калачева)

О генетике И Дарвине, искушениях на государственной границе и о монастырской жизни за рубежом журнал «МВ» беседует с настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игуменией Филаретой (Калачёвой).

Игумения Филарета (в миру Ксения Викторовна Калачёва) родилась в 1968 году в городе Самаре, где закончила Самарский университет, а 7 июля 1992 года поступила послушницей в Пюхтицкую обитель. Проходила послушания в гостинице, на клиросе, была фотографом монастыря, много лет была старшей келейницей при игуменском доме, выполняла поручения по строительным работам, а также принимала участие в публикации книг по истории обители. 17 ноября 2010 года Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была назначена исполняющей обязанности настоятельницы монастыря, а 19 ноября 2011 г. была возведена Его Святейшеством в сан игумении с вручением игуменского жезла.

«Давай я тебе помогу»

Матушка Филарета, каким Вы вспоминаете свой жизненный путь?

О жизненном пути говорить, наверное, еще не пришло время, жизнь моя была вполне обычна и не насыщена особыми событиями. Скорее её можно определить как путь к Церкви. И, наверное, в этом смысле мне во многом было легче, чем другим, потому что я из верующей семьи. Мы родом из Самары, города на Волге. Мама, Наталья Георгиевна, окормлялась у будущего митрополита Иоанна (Снычева), тогда еще архиепископа Куйбышевского и Сызранского. Сама она очень любила монашество, благоговела перед ним, считая его духовной вершиной. Её веру сильно укрепило посещение Киево-Печерской лавры, Верхних и Нижних пещер, где покоятся нетленные мощи множества подвижников благочестия.

Однако одно дело - воспитание ребенка в вере, другое - сознательного человека. Сейчас я понимаю, что долгое время ходила в храм из-за мамы, из уважения к ней. Уже поступив в Самарский государственный университет, старалась посещать раннюю литургию: было очень удобно, к 9 часам утра ты уже свободен и впереди все воскресенье, которое можно потратить на встречи с друзьями, отдых. Мама, наблюдая за мной, конечно, понимала, что сердцем я еще была далека от глубокой, истинной веры, но родители были очень деликатны и, молясь, терпеливо ожидали пробуждения от моей духовной беспечности.

Всё изменилось после личной встречи с владыкой Иоанном (Снычёвым). Произошло это, несомненно, по материнской молитве. Мама должна была прийти в епархию. Увидев, что у нее тяжёлая сумка, предложила ей: «Давай я тебе помогу». И так мы вместе отправились на прием к владыке Иоанну. Я спокойно сидела и дожидалась, когда мама освободится, но неожиданно владыка пригласил меня для беседы. Эта встреча стала судьбоносной.

Как Вы изменились после этой встречи с владыкой?

После этой встречи я поняла, что есть совсем другая жизнь, духовная. Вера по природе и сути своей - дело глубоко личное, и по-настоящему живет она только в сердце каждого человека. И только когда учение Церкви, Её Истина, становится твоей верой, твоим личным опытом и, как следствие, содержанием жизни - только тогда вера эта живет.

И если вглядеться и вдуматься в то, как совершается передача веры от одного человека к другому, станет очевидно, что по-настоящему убеждает и вдохновляет и еще обращает именно личный опыт.

Многое изменилось в мировоззрении, но самое главное - появилось сознательное желание молиться.

Шли годы, продолжалась моя учёба. Как-то, вернувшись после студенческого отпуска, который провела у Черного моря, пришла в собор на службу. После литургии владыка Иоанн произнес проповедь, в которой говорилось о том, как безрассудно тратит человек время, отведенное ему на земную жизнь. Вместо того чтобы заниматься спасением своей бессмертной души, люди лежат на пляже, уподобляясь свиньям, ради получения солнечного загара. Услышав такое, я, конечно, не решилась подойти под благословение...

Дома, рассказав маме об услышанном, предложила: «Давай на следующий год поедем в монастырь, потрудимся там, поможем, получим пользу духовную». Она согласилась, а владыка Иоанн благословил ехать в Пюхтицу.

И как прошла поездка?

Переступила порог калитки монастыря и сразу поняла, что я дома, что место моё здесь. Уезжать не хотелось, но надо было закончить учёбу - оставался один год до окончания университета.

«Возьму я тебя, возьму!»

Какого специалиста потерял мир?

Училась на кафедре эмбриологии и генетики химико-биологического факультета. Дипломную работу защищала по мутогенезу.

Биологию преподавали в рамках дарвинистской эволюционной гипотезы?

К Чарльзу Дарвину, а вернее к его эволюционной теории, всегда было сложное отношение, но это большой труд большого ученого, и к нему надо относиться с уважением. Но не об этом речь. Университетская школа была хорошей, преподаватели замечательные. Я с чувством благодарности вспоминаю о своих учителях. Продуманный учебный план с 3-его по 5 курсы погружал нас в конкретную практическую работу. Научная тема, над которой работала наша группа, была заказана одним из куйбышевских предприятий и носила прикладной характер. Советскую систему образования с нынешней не сравнить. Тогдашний троечник на фоне современных отличников выглядит чуть ли не корифеем науки.

Решение остаться в монастыре, как я понимаю, было неожиданным. Но мама настояла доучиться?

Да, настояла. И не только она, но и владыка, и матушка Варвара, игуменья Пюхтицкого монастыря - все в один голос поставили условие: доучиться. Прекрасно помню, как сестры проводили меня до автобуса. Я доехала до Йыхви, оттуда до Ленинграда, потом самолетом до Самары. И вот удивительное чувство: приехала в свой родной дом, где все близко и знакомо, но все то, что еще вчера было родным, сегодня стало чужим. Мне стало трудно находиться в миру, без обители ощущала себя как росток без плодородной почвы. Мама, видя мое состояние, отпустила на зимние каникулы в Пюхтицу. Тогда мне удалось встретиться с матушкой Варварой и откровенно поговорить о моем желании поступить в монастырь. «Возьму я тебя, возьму, ты учебу оканчивай, получай диплом и приезжай - я тебя возьму!» - успокоила меня матушка.

Получили диплом - и сразу сюда?

Да, сразу поехала. Лето 1992 года, на вокзале в тогда еще Ленинграде выяснилось, что билеты в Эстонию продают только тем, у кого есть эстонская прописка. Спрашиваю в билетной кассе: «Как же нам теперь в Эстонию попасть?» Акассир, женщина, резко ответила: «Никак не попадете!» У меня слезы из глаз потекли. Мама успокаивала. Отправились к владыке Иоанну, уже митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Он пригласил нас поужинать. Узнав о происшедшем, поразмыслили сказал: «Ну что ж, видимо, нет на то воли Божией... Может, ты на Карповку, в Иоанновский монастырь пойдешь? Или вот в Самаре Иверский монастырь открывается?» Я отвечаю: «Владыка, если вы не благословляете мне быть в Пюхтице, то так и скажите. Но ни в какой другой монастырь я не пойду». Он улыбнулся: «Да испытываю я тебя! А то скажешь потом - отправил меня насильно в Пюхтицу!» А затем спросил: «Что делать-то думаете?» Мы и попросили у него написать справку, что едем в Эстонию с гуманитарной помощью от Санкт- Петербургской епархии. По этой справке и билеты купили, и благополучно границу пересекли.

А Пюхтица, конечно, к этому времени опустела. Поток богомольцев из России по известным причинам иссяк. Было странно видеть обитель безлюдной. И некоторые сестры тоже уехали: из 170 насельниц человек 30, причем это была «рабочая молодежь». Закрытая граница и слухи о новом стиле многих напугали. А враг рода человеческого все эти страхи, разумеется, усилил.

За каменной стеной

А у Вас начались монастырские будни.

Да. На покос поехали уже на следующий день. Косу мне нашли, косить научили, с опытными косцами в ряд поставили. А выезжали на покос рано, в 4 утра, по зорьке косили. Старые сестры красиво косили: синхронный взмах на едином дыхании, сильное впечатление от их духовной и физической силы сохранилось до сих пор.

После закрытия границы Пюхтицкий монастырь пережил нелегкие времена. Обитель осталась без поддержки мужской рабочей силы, без отопления. Матушке игумении Варваре пришлось далеко не просто налаживать жизнь монастыря в новых условиях. Остро встал вопрос о заготовках дров. Помогла горуправа Кохтла-Ярве - нам выделили участок парка, который мы должны были проредить, по принципу из 10 деревьев оставляем пять, другие пять спиливаем для монастыря. Работы было много, но не помню, чтобы сестры унывали. Наоборот, на послушании всегда была атмосфера шуток, подбадривали друг друга. В Пюхтице сестры всегда добросовестно трудились и работы не боялись.

Как в 90-ые годы стало меняться отношение простых эстонцев и вообще Эстонского государства к Пюхтицкому монастырю? Его не воспринимали как «русскую цитадель», «крепость русских»?

Ну, это просто стереотип такой, журналистский шаблон, к сожалению, очень распространенный почему-то в российском обществе. Нет, ничего такого не было и нет - эстонцы искренне любят Пюхтицу. Вот, кстати, к вопросу об ответственности СМИ: какое-нибудь издание запустит материал с такими рассуждениями, и это может очень серьезно испортить отношения между народами. Понятно, что СМИ зачастую вообще «играют» по каким-то своим правилам. После этого вряд ли будешь доверять новостям.

А вот матушка Варвара, судя по вашему монастырскому музею, любила слушать радио...

Да, но надо сделать оговорку: слушала она радиостанцию «Радонеж». Причем у нас в обители это сделать сложно: Успенский собор физически перекрывает радиоволны, идущие с Востока. К нам специалисты приезжали, удивлялись - насколько у нас мощные стены, что они нас даже от радиоволн защищают. Требовалось матушкино терпение, чтобы настраивать приемник и бороться с помехами до конца двухчасовой передачи, мне же, чтобы «наслушаться», хватало 10-15 минут. Хотя стоять у радиоприемника всю передачу и не было необходимости: матушка всё полностью прослушает и подробно нам перескажет.

Меня радует, что Вы о матушке Варваре говорите в настоящем времени.

Это происходит совершенно естественно. Она рядом с нами. Она наша духовная мать. 95 процентов от насельниц-сестер - варваринские, т.е. те, кого принимала в монастырь матушка.

Ко всем без исключения

Расскажите о ней. Главное.

Мне довелось быть ее келейницей в течение 16 лет. Это человек огромного духовного масштаба, подвижник благочестия XX века, именно такие люди олицетворяют собой Церковь. Поражает та любовь и смирение, с которыми она принимала каждого, кто к ней приходил - будь то политик или простая бабушка, плачущая о том, что ее обижает сноха. Матушка всех принимала, главным чаянием её большого материнского сердца было попечение о вверенных ей сестрах и утешение ближних, которые стремились к ней. Люди, искавшие с ней общения, приходили к Богу и оставались в Церкви.

Вот такой какой-нибудь случай вспомните, пожалуйста.

Одно время в Нарве генеральным консулом России был Ефимов Геннадий Константинович. Человек на то время далёкий от Церкви, некрещеный, приехал в Пюхтицу с супругой, чтобы познакомиться с игуменией, монастырем. Много позже его супруга призналась мне: «Вы знаете, я раньше думала, что матушка относится ко мне так по-особому, с почтением, потому что я жена консула. А со временем увидела, что так она относится ко всем без исключения людям!»

Еще была ситуация: у нас в монастыре закончилось церковное вино, служить литургию было не на чем. И к нам из Москвы добродетели отправили целый фургон с кагором. Российскую границу фургон прошел, а на эстонской застрял. Что делать? Тогда Геннадий Константинович помог в этой сложной ситуации: нашел другую машину и сам с сотрудниками генерального консульства перегрузил ящики с вином.Приятно поразило благородство этого человека - никакого упрека в наш адрес, поступок настоящего мужчины. И сделано это было, безусловно, по любви к Матушке Варваре, которая стала его крёстной матерью.

Когда в Пюхтицу вернулся поток богомольцев?

Поток православных богомольцев из самой Прибалтики начался сразу. Из России также приезжают богомольцы, самостоятельно или с группами, организованными деятельными священниками приходов или паломническими службами. Пюхтица, по традиции, всегда гостеприимна.

Один раз отрежь

Как восприняли решение священноначалия о Вашем назначении на место игумении Пюхтицкого монастыря? Какие были первые шаги? Нужно ли было что-то менять в жизни обители?

Матушка игумения Варвара (Трофимова) во время предсмертной болезни написала прошение Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой освободить ее от должности по болезни и назначить меня исполняющей обязанности настоятельницы монастыря. Благословение Святейшего Патриарха пришло 17 ноября, за три месяца до кончины нашей матушки. Как восприняли это сестры... Об этом вам лучше спросить самих сестер. Я сестрам искренне благодарна за ту поддержку, любовь и доверие, которые они мне оказали и оказывают по сей день.

Нужно ли было что-то менять в жизни обители?.. Я человек консервативных взглядов, а школа матушки схиигумении Варвары научила нас семь раз отмерить и только потом осторожно отрезать. Есть очень хорошая притча о монахе, который пришел в келью, где ранее жил подвижник, и с молодой горячностью многое там изменил. Ему не понравились ступеньки необычной формы перед кельей, большой гвоздь на стене, который ему мешал, палка, стоящая в углу, и многое другое. А далее жизнь показала, что все, что ему показалось ненужным и бессмысленным, является просто необходимым для жизни в той келье. Оказалось, что палка нужна для того, чтобы отпугивать заползавших змей. И гвоздь на стене был нужен именно тут, так как вода с мокрой от дождя одежды стекала не в келью, а просачивалась наружу. И со временем он все вернул на свои места.

На нашем поколении лежит большая ответственность сохранения традиций, а в нашем монастыре, который не закрывался ни на один день, этот вопрос стоит особенно актуально. Ведь напридумывать и изменить можно все, что угодно, но нам надо сохранить живую преемственность и передать ее другим поколениям. Монастыри всегда являлись хранителями традиций. Этим и живем.

Вот уже имея за плечами пусть и небольшой, но все же опыт управления этим монастырем, как бы объяснили, почему к Пюхтицам в России такое почтительное отношение? Мы часто слышим в женских монастырях, что вы являетесь для них ориентиром, образцом.

Я думаю, ответ довольно прост: у нас сохранилось духовное преемство. Монастырь не закрывался. И эта преемственность чувствуется во всем - у нас всегда были старшие сестры, которые объяснят, как правильно устроить ту или иную сторону монастырской жизни. А в России, к сожалению, монашеская традиция была во многом прервана. И этот пробел еще предстоит уврачевать.

10 лет послушаний

Матушка, теперь хотелось бы перейти к собственно монастырской жизни. Сколько всего на данный момент насельниц в монастыре?

На данный момент в монастыре 111 насельниц: в самой обители подвизаются 105 человек, в Ильинском скиту в Васкнарве - 6. Из них - 27 послушниц, 25 инокинь, 54 монахини, 4 схимонахини.

Надо отметить, что около половины насельниц - это сестры старше 60 лет. С одной стороны, хорошо, что есть достаточное число опытных монахинь, проживших в обители после монашеского пострига более 30 лет, которые хранят живые традиции монастырской жизни и могут передать свой опыт молодым сестрам. С другой стороны, среди молодых людей наблюдается общая тенденция снижения количества желающих «жития иноческого». Это касается всех монастырей, и мы не являемся исключением. Старые монахини скорбят о том, что мало молодых сестер, но в то же время говорят, что Матерь Божия Сама найдет себе «служанок».

Насколько велик сейчас поток желающих поступить в Пюхтицкую обитель? Каковы критерии отбора в трудницы/послушницы?

Всегда есть такие желающие, может быть, не так много, как бы хотелось, но надо всегда помнить, что монашество - это призвание. Господь Сам призывает людей к иноческой жизни. В монастырь идут на труд и на подвиг, не отдыха ради и покоя, а сознательно идут на брань, и это скорее сердце чувствует и подсказывает, а не ум, на который так любят уповать любомудрые любители монастырской жизни. Поэтому в Пюхтице всегда большое значение уделялось и приоритет отдавался практике. Всем девушкам, которые желают поступить в монастырь, всегда предлагается пожить в монастыре, чтобы испытать себя, проверить, не случайным ли и необдуманным оказалось желание подвизаться в обители. Только после того, как человек проверит свои силы, свое сердце, поймет, родная ли для него пюхтицкая семья, решается вопрос о принятии в обитель.

Как принимается решение о постриге - как оценивается готовность послушницы принять на себя ангельский чин? Сколько длится предварительный искус?

Предварительный искус в Пюхтицкой обители по современным меркам длится долго, обычно не менее десяти лет, а зачастую и больше. Постриг в мантию воспринимается всеми сестрами как высокая честь и большая награда. Ведь ожидают этого дня с момента поступления в обитель, для этого и пришли в монастырь - желая принять ангельский чин. Видя успехи послушницы на духовном поприще, наблюдая ее духовный рост, ее поведение - соответствуют ли они нормам монастырской жизни - решается вопрос о постриге той или иной послушницы. После беседы с сестрами и духовником обители подается прошение на имя Святейшего Патриарха, в котором мы ходатайствуем о постриге, прилагая также характеристику на послушницу и ее биографию.

Экскурсии на разных языках

По Вашим наблюдениям, насколько этнические эстонцы тянутся к православной вере?

Здесь будет уместно прибегнуть к статистике. В настоящее время немало эстонцев принимают православие. При этом они очень добросовестно исполняют предписываемые православным верующим правила христианской жизни. У нас среди постоянных прихожан есть местные эстонцы, и среди насельниц монастыря есть сестры-эстонки - монахини и инокини, очень усердно исполняющие свои монастырские послушания.

Насколько обитель сейчас имеет миссионерскую направленность?

Наша Пюхтицкая обитель, подобно другим иноческим обителям западного края, всегда имела миссионерскую направленность. Со дня основания здесь были учреждены и успешно действовали детский приют, богадельня для престарелых, училище для детей бедных родителей, бесплатные лечебница и аптека для бедного местного населения. Нашим предшественницам, первым пюхтицким сестрам, приходилось сочетать строительство общины, ежедневные труды в благотворительных учреждениях, трудоемкие сельскохозяйственные работы и полный монастырский богослужебный круг. Трудами рук своих пюхтицкие сестры всегда кормили себя и паломников.

Круглый год обитель оказывает гостеприимство тысячам паломников, обеспечивая их проживанием и питанием. Обитель посещают и многочисленные группы туристов, школьников, студенческая молодежь, люди самых разных слоев населения из разных стран мира. Сестры проводят для них экскурсии по монастырю на русском, эстонском, английском, французском и латышском языках, знакомя их с историей обители и ее современной жизнью. Туристы заходят в собор и попадают в особый мир - люди вместе молятся, поют, читают. Трудятся тоже вместе, живут совершенно иной жизнью, все необычно. Туристы приезжают для обозрения, а не для молитвы, но и они ощущают здесь благодать и насыщаются пищей духовной. Что-то запало в душу - в другой раз приедут уже более верующими, и жизнь их изменится. Получается, что и это своего рода просветительская деятельность.

Особенно много групп бывает во время школьных каникул, рождественских, пасхальных праздников. В монастырском конференц-зале проводятся концерты детских художественных коллективов, конкурсы юных чтецов и т.п. В летнее время стала ежегодной практикой организация летних лагерей православной молодежи в Ильинском скиту монастыря. Так, в 2015 году обитель принимала группы учащихся воскресной школы храма Преображения Господня г. Кохтла-Ярве, воспитанников детского дома г. Кохтла-Нымме, а также детей из Центра творческих инициатив молодежи Эстонии «Сретение». Основное направление этой работы - социализация подростков, их катехизация и усвоение ими христианских нравственных ценностей.

Монастырем выпущен целый ряд книг по истории обители из «Пюхтицкой серии». Стало доброй традицией проводить в середине декабря международную научно-практическую конференцию «Пюхтицкие Чтения», где видные ученые выступают с интересными докладами по вопросам духовно-нравственного воспитания подростков, что также относится к просветительской деятельности монастыря.

До станции Йыхви

Матушка, какое значение для жизни Пюхтицы имеет сельскохозяйственное подспорье?

В Пюхтице всегда было большое подсобное хозяйство, включающее коров, лошадей, курятник, пчелиную пасеку, сады и огороды. Есть значительный надел земли, которую мы обрабатываем, используя современную технику - трактора, сеялки, комбайны и пр., и где выращиваем зерновые культуры, картофель, овощи, в специально оборудованных теплицах - помидоры, огурцы, баклажаны, перец. Недавно оборудована и современная машинная дойка на ферме. Из молока сестры изготавливают творог, сыр, масло, сметану, кисломолочные изделия. Основные продукты питания производятся в нашем подсобном хозяйстве, и оно имеет важное значение в жизни обители, ведь обитель принимает тысячи паломников в год.

Сама жизнь показала, что без подсобного хозяйства монастырь не смог бы выжить в годы испытаний. Бывали трудные времена, но благодаря подсобному хозяйству сестры хоть и скудно питались, но не голодали.

Какую информацию важно знать паломникам из России?

Все подробности можно узнать на сайте монастыря www.puhtitsa.ee . Думаю, не лишне напомнить, что в обители имеются гостиницы, где паломникам безвозмездно предоставляются место и питание. Можно приехать в составе паломнической группы или самостоятельно - автомобильные трассы в Эстонии очень хорошие. Добраться можно на международном поезде Москва-Таллинн с Ленинградского вокзала до станции Йыхви, затем на местном автобусе 116 маршрута до Куремяэ (25 км). Из С.-Петербурга - на международных автобусах также до станции Йыхви.

Паломники должны заранее позаботиться о загранпаспорте и шенгенской визе. Так что приезжайте, ждем всех желающих на гостеприимной Пюхтицкой земле, освященной Самой Царицей Небесной.

Игумения Антония (Корнеева)

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). А вскоре, 30 июня того же года, новый Предстоятель Русской Православной Церкви назначил настоятельницей Николо-Вяжищского женского монастыря на Новгородчине с возведением в сан игумении монахиню Антонию (Корнееву). На торжество по этому случаю приехали настоятельница Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии игумения Варвара (Трофимова, +2011) и сестры, чье духовное становление также проходило в Пюхтицкой обители. Это монахиня Георгия (Щукина), на тот момент занимавшаяся восстановлением Иоанновского монастыря на Карповке в Ленинграде, а спустя небольшое время направленная на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь. Это инокиня Татиана (Волошина) и монахиня Филарета (Смирнова), тоже будущие игумении. Первая – после принятия монашеского пострига в честь преподобного Серафима Саровского – будет поставлена во главе Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Вторая – во главе Подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря в Москве. Около 20 игумений взрастила Пюхтица для наших монастырей... Мы беседуем с одной из них – в преддверии Дня тезоименитства матушки Антонии.

«Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!»

Матушка, честно говоря, не представляю себе, что в наши дни могут найтись люди, которые бы ничего не слышали о монастырях, их возрождении на Русской земле и их притягательности для мирян. Сегодня большинство православных обителей стали молитвенными форпостами, куда верующие или жаждущие уверовать едут за духовным подкреплением. А в те годы, на которые пришлась Ваша юность, было ведь совсем по-другому: монастырей было мало, о монашестве советские люди почти ничего не знали. Как Вы в ту пору, когда государство стремилось разрушить институт монашества, сделали свой выбор в пользу иночества?

Я могу свидетельствовать о том, что даже во время господствовавшего в стране атеизма Господь являл Свою милость нашему народу, отдельным людям, отдельным семьям. Милость Божия ощущалась мной с ранних лет. Во-первых, родители были верующими. Папа – шофер, мамочке довелось потрудиться и на стройке, и на машиностроительном заводе, а последние 20 лет она работала нянечкой в клинике знаменитого кардиологического центра имени Мясникова в Москве, где ее очень любили. То есть это были простые люди с крепкой верой. А во-вторых... Разве это не величайшее счастье для верующей семьи, что недалеко от их места жительства (город Климовск) находился действующий храм? Единственный собор Подмосковья, который не был закрыт в советские годы, – собор во имя Троицы Живоначальной в Подольске. Сколько лет мы – чаще всего с папой, поскольку мама могла в воскресный день находиться на дежурстве – ездили туда на раннюю Литургию! Повзрослев, я стала петь на клиросе. Затем в моей жизни появилась Пюхтица, куда я впервые попала в 17 лет. Однажды знакомые девушки-сестры, тоже верующие, спросили, не хочу ли я поехать в монастырь в Эстонию (что-то нужно было отвезти). Я охотно согласилась, после чего стала бывать там каждый год – брала отпуск на время Успенского поста, трудилась на послушаниях. Накануне праздника Успения Божией Матери участвовала в подготовке праздничного стола. Пюхтицу я полюбила всей душой и в то же время в голове крутилась мысль: нет, в монастырь не пойду, трудно жить в монастыре.


И что помогло принять другое решение?

Думаю, воля Божия, открывшаяся мне через настоятельницу Пюхтицкой обители игумению Варвару и старца-архимандрита Наума из Троице-Сергиевой лавры. Когда я по просьбе одной сотрудницы «Журнала Московской Патриархии» в очередной свой отпуск повезла в монастырь какие-то экземпляры этого издания и православные календари, матушка Варвара пригласила меня к себе. Спросила, не хочу ли я поступить в монастырь. Сказала: «В монастыре хорошо. Что послушнице надо? Утреннее правило знать и вечернее. Остальное – послушание». Правда, добавила Матушка, в монастыре тяжеловато – нужно много трудиться. Но зато как хорошо здесь душу спасать! Затем поинтересовалась, возможно, я замуж хочу. Сложно мне было что-то ей ответить. В 20 лет ты плывешь по течению жизни, радуясь, что всё у тебя складывается хорошо. После окончания училища я работала на Московской швейной фабрике «Космос» швеей-мотористкой, была поставлена контролером цеха, училась на первом курсе техникума. И тут – Промысл Божий! – в дело вмешались пюхтицкие сухарики, которые очень любил отец Наум. Много молодежи приезжало к батюшке с вопросами и за советами. Я тоже у него бывала и, вернувшись из Пюхтицы, отправилась к нему с сухариками. Он сразу спросил: «А Матушка тебя не приглашала в монастырь?» – «Приглашала». – «И ты что, отказалась? Пиши письмо, что ты хочешь в монастырь!» Невозможно это объяснить словами, но после батюшкиных слов у меня появилось чувство, что я услышала волю Божию. Всё как бы вмиг прояснилось, стало на свои места. Я тут же написала матушке Варваре письмо, и вскоре пришел ее ответ, написанный на открытке, которая до сих пор у меня хранится среди важных бумаг... Родители обрадовались, поддержали меня. Предстояло уволиться с фабрики, что в те времена было очень и очень непросто.

Да, ярлык «летунов» тогда часто навешивали на людей, оставлявших прежнее место работы с целью перейти на другое, более им приглянувшееся. Но сообщение, что молодая перспективная работница уходит в монастырь, тоже, наверное, вызвало бы немалый переполох на передовом производстве, каковым, помнится, была швейная фабрика «Космос» – крупный производитель одежды в СССР?

Мне пришлось сказать, что я выхожу замуж и уезжаю в Эстонию. Начальница моя сильно расстроилась (видимо, действительно возлагала на меня большие надежды). Однако замужество, как ни крути, причина уважительная, не отпустить было нельзя. Я отработала положенные две недели и отправилась в Пюхтицу. Но по приезду туда состоялся разговор, драматизм которого, точнее – начало того разговора – заставило меня рыдать так, как я не плакала никогда в жизни. Матушка Варвара сказала, что только вчера митрополит Алексий, управлявший тогда Таллиннской епархией (будущий Патриарх Алексий II) запросил список «иерусалимского набора» – группы сестер, которых Пюхтицкому монастырю предстояло подготовить для несения послушания на Святой Земле. Появись я на денек-другой раньше, попала бы в этот список. А теперь, к сожалению, придется домой вернуться. Помню ту картину: захлебываясь в слезах, я говорю Матушке, что вернуться домой никак не могу. На работе-то всем сказала, что замуж выхожу... Она пристально смотрит на меня, отчаянно рыдающую, и вдруг произносит слова, которые никогда не забуду: «Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!» По ее благословению съездила я домой, взяла справку в храме, будто работаю там уборщицей. (Монашествующие тех призывов знают, какие трудности возникали с пропиской в той местности, где находился монастырь). Вскоре пришли в обитель и другие молодые послушницы. Кто какие справки где брал и как Матушка оформляла новеньких, не могу сказать. Набралось нас десять человек. И вот приезжает митрополит Алексий, матушка-настоятельница зовет нас на встречу с ним и уже в кабинете говорит, что мы должны поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку: власти разрешили ему прописать 10 насельниц в самом монастыре, то есть у нас десятерых будет монастырская прописка. В те годы это было неслыханно! Прежде сестер прописывали за оградой обители: кто якобы трудился санитаркой в больнице, кто – уборщицей, кто – на шахте. Глядя на улыбающегося Владыку (улыбка у него всегда была добрая, сияющая), мы испытали такой душевный подъем!

Награда за смирение

Какое из послушаний в монастыре показалось Вам самым трудным?

Я любила все свои послушания, включая и послушание на скотном дворе, где мне, хотя и шустрой, но тоненькой, худенькой бывало несладко. Попробуй-ка, к примеру, навоз убрать! Эта работа требовала немалых физических сил. Как раз там, на скотном дворе, мы на всю жизнь подружились с Татьяной Волошиной, будущей настоятельницей монастыря на Карповке – игуменией Серафимой, перед кончиной принявшей схиму с этим же именем. Таня запомнилась всем своим поразительным трудолюбием и столь же поразительной любовью к чистоте. Мы с ней на пару, пока другие сестры пасли скотину, намывали помещение скотного двора, чтобы там был порядок. И дом, где мы жили, старались надраить до блеска. Потом я приболела, попала в больницу, после чего меня перевели на кухню для рабочих, которую в обиходе называли серой кухней, поскольку ее стены были выкрашены в серый цвет. Кормить приходилось по 100-120 человек – три раза в день. Готовили мы пищу с любовью, рабочим наши приготовления нравились, они нас от всей души благодарили. И так с весны до осени – дни напролет на кухне, пока рабочие не уедут. Понятно, что при таком напряженном графике попасть на службу в храм было нереально. Оглядываясь назад, скажу со всей искренностью: ропота из-за этого у меня не возникало. Не было жгучего недовольства: мол, я поступила в монастырь, чтобы молиться и что же получается? Враг рода человеческого столько недобрых слов мог нашептать, такое помрачение сознания вызвать! Но ропота не было. Позже, получив от Господа в утешение бесценную награду, я поняла: это Он, Вседержитель, вложил в мою юную душу мысль, что прежде нужно сильно потрудиться для Матери Божией и потом твои труды окупятся сторицей.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке». Действительно, это милость Божия, что Вы избежали того страшного греха, в который впадают многие. Матушка, разрешите спросить: что это была за награда?

Когда владыка Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, он взял с собой несколько пюхтицких сестер на разные послушания. Я, постриженная в инокини с сохранением мирского имени – Любовь, стала экономкой архиерейского дома митрополичьей резиденции в Великом Новгороде. Резиденция находилась в тихом месте, а рядом – церковь святого апостола Филиппа, долгое время являвшаяся единственным действующим храмом в древнем городе на Волхове. В церкви служило четыре или пять священников, но певчих было мало. И псаломщица просила меня помочь. Четыре года я туда ходила – пела и читала. И причащалась. Церковный Устав изучала на практике. По вечерам в Филипповской церкви читались акафисты, каждую среду – акафист моему любимому святому Николаю Чудотворцу. Это было настолько мое! До боли родное! То, что я с детства любила. «Господи, – думала я со слезами благодарности, – Ты мне всё дал!» А на праздник Успения Божией Матери митрополит Алексий всегда брал нас с собой в Пюхтицкий монастырь. И вот однажды он говорит за праздничной трапезой матушке Варваре: «Любанька как попала!» С воодушевлением сказал про мое послушание в Великом Новгороде... К слову, имелся у меня небольшой огородик. Бабушка, которая трудилась в резиденции как наемный работник, родом была из новгородской деревни Холынья, славившейся со времен Государя Ивана III особым методом засолки огурцов. Она-то и научила меня всем тонкостям того метода, так что когда я стала настоятельницей Николо-Вяжищского монастыря, а митрополит Алексий – Патриархом, он своим знакомым, отправлявшимся в Новгород, говорил: «Вы к матушке Антонии зайдите. Она вас такими огурчиками угостит!»


Сегодня наш монастырь, владеющий немалыми угодьями площадью в 40 гектаров земли (пашни, пастбища) полностью кормится плодами своих трудов. Есть у нас просторные теплицы, где, помимо овощей, еще и виноград выращиваем. Как раз к празднику Преображения Господня поспевает. На скотном дворе насчитывается около 100 кур и пять коров. Сами делаем сыр, творог, масло, сметану. Продавать не продаем, но эти натуральные, экологически чистые продукты часто становятся монастырской формой благодарности жертвователям, благотворителям. Постоянных крупных благотворителей у обители нет, но, к счастью, находятся отдельные люди, руководители предприятий, которые как-то стараются ей помочь. Мы и молитвенно их поминаем, и, благо, есть чем угостить. А реставрационно-восстановительные работы монастырского храмового комплекса с уникальными изразцами, введенными в декор крылец, также использующихся как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав – эти ответственные работы проводятся по федеральной целевой программе, в которую мы попали благодаря попечению Патриарха Алексия II. Он же в свое время дал нам средства на каменную ограду вокруг монастыря. Мы и башенки по ее углам смогли сделать...

Матушка, внутренне Вы были готовы к тому, чтобы возглавить обитель?

Нет, конечно. Мне было тридцать с небольшим. К тому же я хорошо помнила, как нелегко порой приходилось мудрой и духовно опытной матушке Варваре с некоторыми сестрами. А из меня какая настоятельница? Поехала я в Лавру к отцу Науму. Он спросил: «Как же ты сможешь управлять рабочими?» В самом деле: как? Видя мой испуг, батюшка благословил ехать к блаженной Любушке в Сусанино Ленинградской области, у которой сам бывал и верил в ее богоизбранность. Блаженная Любушка (на подвиг юродства Христа ради ее благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий), выслушала меня и твердо произнесла: «Матерь Божия поможет! Патриарх благословляет, отказываться нельзя». В 1995 году монастырь стал ставропигиальным. В 1998 году Патриарх Алексий с Первосвятительским визитом посетил нашу обитель, призвав жить согласно словам апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 1, 14).


В этом году нам было послано обильное духовное утешение. На праздник Тихвинского образа Пресвятой Богородицы Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора монастыря совершил Святейший Патриарх Кирилл. Служба была незабываемой – прошла на одном дыхании. Все молившиеся в храме почувствовали изливавшуюся на них благодать Святого Духа. Его Святейшество подарил нашей обители икону преподобного Тихона Лухского и блаженного Симона Юрьевецкого, память которых праздновалась в этот день. Наши прихожане, гости получили в тот день огромную духовную радость, а что касается нас, насельниц обители, то мы этой радостью переполнены и делимся по сей день.

Молиться святым и подражать им...

Известно, что Николо-Вяжищский монастырь, основанный в XIV веке среди лесов и болот на месте явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского, в течение столетий являлся мужским. Но в конце XX века ему было определено стать женской обителью. Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?

Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и – неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых Домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей – священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, – отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, Владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре – тихой обители – всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.

Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?

До пострига я об этом удивительном святом даже не знала. Стала знакомиться с житием преподобного и увидела, каких вершин святости подвижник достиг по Промыслу Божию, чтобы прославить имя Господне на Русской земле. Мы должны не только молиться святому покровителю, в честь которого получили свое имя при вступлении на монашескую стезю, но и подражать ему. А в день своего тезоименитства 16 августа, я, даст Бог, причащусь Святых Христовых Тайн. Важнее всего для меня в этот день – принести Господу благодарение за то, что Он дает мне силы и возможность жить молитвенной и трудовой жизнью в этом благословенном месте.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев в "Живом журнале" рассказал свою версию о происхождении около 300 млн руб. (приблизительно $4,7 млн) личных сбережений патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II (Алексей Ридигер), зависших на счетах лишившегося лицензии российского "Внешпромбанка".

Алексий умер в 2008 году, а теперь на деньги покойного претендует игуменья Филарета (Александра Смирнова). Протодиакон отметил, что 37-летний митрополит Алексий познакомился с 30-летней монахиней Филаретой в 1966 году, и она была его экономкой до самой смерти патриарха. В 1976 году Алексий в завещании оставил все свое имущество Филарете.

"Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса", – написал Кураев.

Он предположил, что Алексий мог забыть о завещании 1976 года, а Филарета не напоминала ему "о его смертности".

Протодиакон предположил, что патриарху неудобно было самому ездить в банки и пополнять свои счета, поэтому он мог выписать доверенность на Филарету, которая благодаря этому узнала о наличии и состоянии некоторых его активов.

"Это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не обо всех счетах и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным). Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном "Внешпромбанке" оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела – мы не знаем", – подчеркнул он.

По мнению Кураева, игуменья поделилась частью активов умершего патриарха с новым главой РПЦ Кириллом.

"Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве – значит, частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась.

А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы – значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала", – рассказал он.

Диакон добавил, что Филарета, вероятно, пропустила сроки, в которые составляются "списки кредиторов" при банкротстве банка, которые нужны для выплаты страховой компенсации.
"Если бы Филарета получила страховую выплату – она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится – значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла", – подытожил он.

Ранее игуменья Филарета подала заявление суд с требованием включить ее в список кредиторов "Внешпромбанка". Патриарх Алексий II составил завещание в 1976 году, назвав своей наследницей Филарету. Сейчас она является настоятельницей московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.

Адвокат Станислав Кравцов, представляющий интересы Смирновой, сообщил "Дождю", что не знает о происхождении денег, лежавших на счетах его подзащитной. По его словам, в рамках дела о банкротстве

"Внешпромбанка" установлено требование Смирновой на сумму около 200 млн руб.

Алексий II был патриархом Московским и всея Руси с 1990 по 2008 год.

В декабре 2015 года у клиентов "Внешпромбанка" стали возникать сложности с получением вкладов. 18 декабря российский Центробанк ввел в финансовое учреждение временную администрацию сроком на полгода, а с 22 декабря – мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка сроком на три месяца.

В январе 2016 года агенство РБК сообщило, что в проблемном российском "Внешпромбанке" "зависли" 1,5 млрд руб., принадлежащих РПЦ.

Пюхтицкий монастырь

На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева).

Отcечение воли

«Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22).

Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.
И все-таки: не всем и не всегда бывает до конца понятно важнейшее значение послушания.
Вдумаемся. Вслушаемся. Вникнем.
Послушание.
Непослушание.

Не правда ли, какие привычные, с детства знакомые слова! И, произнося их, мы подчас не задумываемся над многообразием заложенного в них содержания. А ведь если говорить о послушании, то это четыре взаимосвязанных понятия: 1) соответствующая добродетель; 2) дисциплинарно-воспитательный принцип; 3) обязанность или должность; 4) один из методов духовного окормления.
Для людей, накрепко связавших свою жизнь с Церковью, главное здесь — добродетель послушания с ее особенным, только в церковной и тем паче монастырской жизни открывающимся смыслом. Здесь и отсечение своей воли, и безграничное доверие наставнику, скрепляющий и оживотворяющий тончайшие человеческие отношения дух любви. Без нее церковная дисциплина теряет свое спасительное значение, вырождаясь в мирское по духу явление (исполнительность или повиновение). Бывает, что и духовное окормление оказывается неполезным, а то и вредным, если в нем исчезает послушание как добродетель и возникает жесткий наставник, «младостарец», заслоняющий собой весь небосклон веры, в том числе и образ Христа.

Недоверие Богу

Но все-таки что же такое непослушание?
Божественное Откровение говорит о первом акте непослушания. Денница восстал на Бога и увлек за собой часть ангелов, через гордыню отпавших от единства Божественной любви.
Затем грехопадение прародителей. Вспомним, с чего начинается их преслушание? С внутреннего, поначалу непроизвольного, недовольства заповедью, которое проскользнуло в ответе жены на лукавый вопрос змия (ср.: Быт. 3, 2-3). Не ради любви к Богу, не ради преданности Ему соблюдает она заповедь, а только из страха… После этого ответа нашей праматери диавол начинает прямо клеветать на Бога.
Подумаем: кому (Богу или мужу) она оказывает непослушание, вкушая от запретного плода, если заповедь была дана Адаму до ее создания, а от него она уже получила ее в качестве священного предания? Это непослушание Богу через мужа. Так и непослушание в церковных вопросах вышестоящему по иерархии лицу — это непослушание Богу через непослушание тому, кого Он поставил управлять.

Наша праматерь не убеждена в своей правоте, но не уверена ни в Боге, давшем заповедь, ни в муже, передавшем ее. Да и слова змия хотя и не были ею отвергнуты, но и приняты на веру тоже не были как противоречащие тому, что она знала до сих пор. Однако ее сомнение уже само по себе несет в себе некую червоточину, если не сам грех, то, безусловно, зерно греха, ибо содержит недоверие Богу. Не находя для себя опоры, она ищет ее в себе самой и начинает рассматривать древо познания добра и зла как бы «свободным от предрассудков взглядом».

Именно так: непослушание человека начинается с недоверия Богу. Однако одно лишь недоверие не может быть положено в основу жизни. И оно сменяется доверием себе как Богу; сомнение перерастает в безверие. Для такого рода безверия характерно не отрицание бытия Божия, но убеждение, что, даже если Бог и есть, жить следует не по вере, не по заповедям Божиим, а по иному стандарту: по обычаям, своим законам и нравам.

Наши прародители не отрицают бытия Божия, но словно игнорируют его. Жена не обращается к Богу за советом, когда слышит богохульную клевету змия и когда не обнаруживает внешних признаков опасности в древе познания добра и зла. Она не спрашивает ни о чем и своего мужа, сообщившего ей Божию заповедь. Она не отвергает мужа, не заявляет о непризнании его главенствующей роли; Ева просто пренебрегает богоустановленной супружеской иерархией. И он, Богом поставленный главенствовать над женой, иными словами — нести за нее ответственность, вместо того чтобы вразумить и спасти ее, призвать в помощь Бога или хотя бы спросить Его, как следует поступить, он тоже как бы не слышит своего Отца Небесного, не слышит Его заповеди.

Ропот вместо стыда

Первые явные последствия грехопадения, наступают лишь тогда, когда весь человеческий род в лице обоих наших прародителей отпадает от Бога (ср.: Быт. 3, 7). Пока жена сама вкусила плод, ничего еще не произошло катастрофичного, а когда ее в грехе поддержал муж, тогда весь человек пал.
Бог делает один шаг за другим навстречу человеку, предоставляя ему возможности свободного покаяния, но тот лукаво упорствует (ср.: Быт. 3, 8-13).

Адам и Ева мало того что не каются в непослушании, они в нем еще и укореняются! Они уже не просто ослушники по немощи и не всего лишь жертвы соблазна и обмана; теперь они не только пассивно уступают диавольскому соблазну, но усиленно противятся спасающему их Богу, противятся изнутри своего теперь уже падшего существа, потому что познанное ими зло изъязвило и замусорило неистребимый в них образ Божий. Они предпочли закоснеть в своем непослушании, а пусть ложный, но всё же стыд сменился ропотом: Жена, которую Ты мне дал… (Быт. 3, 12). Если святитель Василий Великий говорит об Адаме: «Скоро оказался Адам вне рая, вне блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству», то что тогда сказать о Еве? Лишь потом Адам будет страдать и рыдать, но не столько оттого, отмечает преподобный Силуан Афонский, что так пожалел о рае, сколько потому, «что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу»1.

Так зародилось и укоренилось в роде человеческом непослушание, богоборческая сущность которого остается на протяжении тысячелетий неизменной, меняются лишь внешние формы его проявления, средства прикрытия и способы оправдания.
Непослушание Каина от родительского отличается по форме и по степени зла. Бог предостерегает Каина о лежащем у дверей грехе (Быт. 4, 6-7), но Каин, вместо того чтобы властвовать над грехом, идет у него на поводу и совершает первое убийство. Корень — всё то же непослушание, потому что любую, самую мощную страсть можно обуздать с Божией помощью — достаточно лишь преклонить свое сердце под иго послушания… Однако Каин делает другой выбор.

Братоубийство тут не только месть из зависти, но еще и богоборческое действие. Авель мешает Каину обустраивать землю изгнания; мешает самим своим существованием, он молчаливо обличает Каина в его богоборчестве. Авель послушливым устремлением своего сердца к Богу напоминает старшему брату об утраченном рае, о том, что единственный смысл их изгнания оттуда — восстановление богоподобного человеческого достоинства через покаяние в ожидании Того, Кто сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Он неудобен своему старшему брату, мешает ему в созидании цивилизации, достижения которой должны возместить утраченное блаженство.
Каин — символ мира, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19) и во все времена гонит того, кто не от мира сего. Если он и обращается к Богу, то лишь ради мирских же благ, и признает только такую «полезную» религиозность. Богоугодность служения Авеля обличает богопротивность сердечного устроения Каина. В мире Каина нет места Авелю.

Горбатого даже могила
не исправит

На примерах истории Ветхого Завета можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании, или еще ужасней, когда непослушание для людей становится (стало) нормой жизни. С болью в сердце приведу один пример из истории Пюхтицкого монастыря. Игумения Иоанна (Коровникова) назначила некой сестре А. нести послушание уставщицы в Гефсиманском скиту, где проживали престарелые монахини. Та отказалась, сославшись на плохое здоровье. Затем нашлась еще одна причина: в Гефсимании Божественную литургию служили только один раз в неделю, что никак не могло удовлетворить ее духовные потребности. Матушка игумения попросила владыку Иоанна (Булина) поговорить и вразумить сестру А., но и разговор с епископом не пробудил монахиню от безумия непослушания. Вскоре она ушла из обители, долгое время скиталась по миру, но, зная доброе сердечное устроение игумении Иоанны, попросила у нее прощения и вернулась в монастырь. А через некоторое время опять отказ от послушания.

Говорят, горбатого могила исправит, но, увы, не в этом случае. Перед смертью мать А. скрутила судорога, вывернувшая ее тело в неестественную скрюченную позу. Даже смерть не выпрямила мышцы спины, ни рук, ни ног. Хоронить ее пришлось в специально сколоченном ящике, ни в какой гроб уложить ее было невозможно. Только ли непослушание стало причиной столь мучительной кончины? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Но что-то побуждает нас думать, что грех непослушания, нераскаянный грех, вполне мог привести несчастную мать А. к подобным страданиям.

Служение за святое послушание

В «Символе веры» мы исповедуем Церковь единой, святой, соборной и апостольской. Послушание защищает наше единство в Боге, устанавливает для церковной иерархии строго канонические рамки. Оно приобщает к святости Божией, способствуя освящению и очищению души и тела человека. Послушание обеспечивает соборность (целостность центростремительного единения во Христе2) нашего соработничества с Богом (ср.: 1 Кор. 3, 9); являет собой и хранит иерархический принцип устроения Церкви как Богочеловеческого организма, «от Бога установленного общества человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»3.

Во избежание устроения церковной жизни в мирском духе Господь предельно ясно задал нам ориентир церковно-иерархического принципа отношений, сказав: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25-28). Господь пришел, чтобы послужить, значит, основной признак власти в Церкви — служение за святое послушание. И самый близкий и лучший пример для нас, пюхтицких сестер, — судьба и служение схиигумении Варвары (Трофимовой), управлявшей нашим монастырем сорок три года. Она не хотела покидать Вильнюсский Мариемагдалинский монастырь, свою наставницу, игумению монастыря старицу Нину (Баташеву), к которой была привязана всей душой. Но Святейший Патриарх Алексий II сказал ей: «Будете игуменией за святое послушание», и она отправилась в Пюхтицу. Православный народ нашего Отечества нарек ее Игуменией всея Руси. Это ли не высшая оценка ее трудов? Это ли не признание исполненного ею до конца долга святого послушания?

«Послушание свыше»

Не напрасно, не ради красного словца в церковной среде исполняемые обязанности (от простейших разовых поручений до патриаршего служения) принято называть послушаниями. Высокий смысл послушания в том, что любой труд в Церкви, любое служение направлено к Богу во исполнение Его воли. И важнейшее деятельное послушание — это начальствование любого уровня.
Послушание — процесс встречный. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, — обращаемся мы к Богу. — Услыши мя, Господи… Вонми гласу моления моего». Мы хотим, чтобы Господь нас слышал и слушал. При этом мы понимаем, что одно из условий быть услышанными Богом — послушание Ему путем исполнения Его заповедей и вверение себя в Его волю, в том числе и через послушание иерархически вышестоящим лицам. Это верно. Однако нельзя упускать из внимания еще такую деталь: Бог, слыша и исполняя наши молитвы, оказывает нам своего рода «послушание свыше».

Господь слушает нас и слышит: готовы ли мы проявить послушание своим ближним, нижестоящим по иерархической лестнице? Как нам порой не хватает способности услышать того, кто взывает «снизу»! Как важно иной раз просто услышать и понять человека.
Чтобы добродетель послушания давала богоугодные плоды, тот, кому по положению оказывается послушание, должен ради Христа опережать своего послушника любовью и смирением, человеколюбиво, но без тени человекоугодия прислушиваясь к нему и, таким образом, давая место действовать Богу.

«Если ты настоятель братии, — пишет Авва Дорофей, — пекись о них с сокрушенным сердцем и снисходительным милосердием, наставляя и обучая их добродетелям делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов»4.

Крайности неофита

Для нашего времени характерно сочетание несочетаемого. Не только новообращенные православные христиане, но и новоначальные, взыскующие монастырской жизни, порой совмещают в себе явления несовместимые и, казалось бы, невозможные: они, с одной стороны, проявляют болезненную жажду полного подчинения, ошибочно принимая ее за ревность о послушании, а с другой — безудержное своенравие, чуждое элементарной дисциплины, лукаво истолковываемое как взыскание свободы во Христе.
Крайности человеку всегда трудно преодолевать, особенно если речь идет о крайностях неофита, неизбежных и естественных на определенном этапе. Но когда в новоначальных сочетаются противоположные крайности: желание полного отказа от собственной воли и отсутствие элементарных навыков дисциплины и самоконтроля; когда, казалось бы, жаждут достичь смирения и готовы поливать сухое дерево, а между тем проявляют нескромность, дерзость, несдержанность, сварливость, склочность, тогда возникают серьезные проблемы.

В этой ситуации, как никогда прежде, важно осмыслить понятие послушания как добродетели, обращенной к Богу и осуществляемой ради Него. Отсюда уже становится понятной богоборческая природа непослушания как стремления падшей души «сделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать всё прочее». И если послушание со смирением «суть искоренители всех страстей и насадители всяких благ»5, то непослушание с гордыней — с точностью до наоборот.

Как уже говорилось ранее, у слова «послушание» есть несколько значений: это и добродетель, и дисциплинарно-воспитательный принцип, и круг обязанностей, и специфическая форма духовного окормления. Беда современного монашества от путаницы в связи с этой омонимичностью. В особенности это стало актуально четверть века назад, когда мало-помалу начали издаваться книги святых подвижников. Дело, несомненно, благое, и можно только благодарить Бога, что и Священное Писание, и святоотеческое наследие стали общедоступными. Но проблема в том, что возрождение религиозного книгоиздательства с самого начала пошло стихийно, как и многое другое в конце 1980-х годов. Не было (да и не могло быть) организовано какой-либо скоординированной системы, которая обеспечивала бы логичную последовательность просветительской деятельности в области православного книгоиздательства. В результате у многих неофитов образовалась в головах довольно-таки небезопасная каша. Стала не только возможной, но и типичной ситуация, когда c первого взгляда может показаться, что человек, просящийся в монастырь, уже достиг духовных высот и его/ее «просвещенное» состояние осталось лишь формально признать и утвердить постригом в великую схиму, которому, словно по какому-то бюрократическому недоразумению, должны предшествовать предварительные этапы жизни в послушании.

Вспоминается одна молодая и «начитанная» девушка, приехавшая в Пюхтицкую обитель в поиске «постнического жития», которая цитировала на память внушительные фрагменты из преподобного Симеона Нового Богослова. Когда я задала ей вопрос, а знает ли она наизусть какие-нибудь стихотворения А.С. Пушкина, та опешила, словно я осквернила ее слух и оскорбила в самых благочестивых чувствах.

Здесь уместно вспомнить, что святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «Приношение современному монашеству» предостерегает от бессистемного чтения духовной литературы, советуя для начала ограничиться внимательным изучением Нового Завета (текст и святоотеческие толкования). Для этого необходимо еще и жить по заповедям: тогда возникают проблемные ситуации морального выбора, побуждающие увидеть новые аспекты христианской нравственности и глубже усвоить этические понятия, содержащиеся в изучаемом тексте. И только тогда, «положив себе за правило жизни учение и исполнение евангельских заповедей, без увлечения направлениями, доставляемыми разными сочинениями святых отцов, можно начать чтение их для ближайшего и точнейшего ознакомления с монашеским многотрудным, многоболезненным, но и не нерадостным подвигом». Для формирования добродетелей важна постепенность, нарушение которой чревато разрушением духовной жизни. Преподобный Иоанн Лествичник предостерегает от стремления к несвойственным на определенном этапе добродетелям как о дьявольском искушении, которое учит новоначальных преждевременно устремляться к высшим добродетелям, чтобы они «не получили их и в свое время»6.

Ниша в системе

Особенный вред происходит от смешения понятий послушания как формы духовного окормления и послушания как дисциплинарного акта — это понятия близкие и взаимопересекающиеся, но не тождественные. Другая опасность в отождествлении понятий послушания как добродетели и как формы духовного окормления.
Между тем нередко бывает, что новообращенный, вдохновившись чтением аскетической литературы и возревновав о святости, устремляется на поиски духовного окормления по образцу того, что он себе намечтал на основе прочитанного о древнем монашестве. Его фантазии требуют воплощения и приводят его в монастырь, где он надеется отыскать себе опытного руководителя. Но именно эти же фантазии мешают ему как в выборе наставника, так и в окормлении у него, потому что новоиспеченный ревнитель стремится втиснуть его в прокрустово ложе аввы, которого он себе придумал.

И тогда либо он разочаровывается, не находя искомой святости и прозорливости, либо очаровывается, найдя на свою голову наставника, охотно откликающегося на готовность новоначального всецело ему довериться.
Возможен и другой вариант развития событий, когда, разочаровавшись в себе, в наставнике, в современном монашестве и т.д., человек не отпадает от веры, не уходит из монастыря (если принят постриг), но ищет удобную нишу в системе, чтобы, находясь внутри нее, жить по своей воле. Он начинает «подтягивать» под эти свои планы всё, что может найти в

Священном Писании и святоотеческом предании. Когда надо использовать своего ближнего, он прибегает к святотеческим наставлениям об отсечении воли и отказе о какой-либо заботе о себе; когда надо оправдаться перед своей совестью за уклонение от нежелательной нагрузки, неудобных обязанностей или неприятного поручения или же когда не хочется принимать обличения или совет от игумена, тогда вспоминает и о том, что говорится у отцов о разуме и свободе как основных чертах образа Божия в человеке, и о том, что нынче духоносных старцев нет и по послушанию жить невозможно. По сути, это латентное непослушание Богу. Это молчаливый, но осознанный отказ от следования идеалу, от служения добродетели, от ревности идти по тесному крестному пути заповедей Христовых, о которых Сам Господь говорит: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Сквозь «тернии и волчцы»

Нет послушания как дисциплины без послушания как добродетели. Но нет иной возможности стяжания этой добродетели, иначе как путем ее самоотверженного дисциплинарно-воспитательного осуществления. Послушание — это проявление любви. Эту истину мы познаем задолго до вступления в монастырь: еще в своем же младенчестве по личному опыту. Как еще ребенок может выразить свою любовь к родителям? Разумеется, чувства выражаются и в ответной к ним нежности, но выражение деятельной любви ребенка к своим родителям — это послушание (как и со стороны родителей, целенаправленное воспитание в ребенке послушания — проявление именно родительской любви, заботящейся о формировании в нем добродетельной души). Добродетель любви формируется в труде над землей своей души, которая поначалу приносит своему делателю сплошь терния и волчцы (Быт. 3, 18).

Принцип формирования добродетели прост. Если ее нет, надо ее осуществлять, как если бы она была. «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, — наставляет нас преподобный Амвросий Оптинский, — то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь»7. Это касается как высшей добродетели — любви, так и любой другой, и в первую очередь ее первейшего проявления — послушания как дисциплинарно-воспитательного принципа, без которого нет монашеской жизни.

Справка

Игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря (Эстония), родилась 20 марта 1968 г. в Куйбышеве. Крещена в младенчестве в Покровском соборе г. Самары. В 1992 г. окончила биологический факультет Самарского государственного университета по специальности «эмбриолог и генетик». В том же году принята в число сестер Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Проходила послушания в гостинице, на клиросе, была фотографом обители, много лет несла послушание старшей келейницы при игуменском доме, выполняла поручения настоятельницы по строительным и ремонтным работам монастыря, принимала участие в публикациях книг по истории Пюхтицкой обители. 7 ноября 1993 г. пострижена в рясофор, 21 марта 2002 г. — в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Московского. Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. назначена игуменией Пюхтицкой обители. В сан игумении возведена Святейшим Патриархом Кириллом 19 ноября 2011 г.

Примечания:
1 Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Жизнь и поучения. М.: Воскресение; Минск: Университетское, 1991. С. 401.
2 «Представьте себе круг, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом» // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М.: Правило Веры, 1995. С. 105.
3 Филарет Московский, свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: ИС РПЦ, 2006. С. 61.
4 Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М.: Правило Веры, 1995. С. 213-214.
5 Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М.: Изд-во Донского монастыря, 1993. С. 166.
6 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Правило Веры, 1999. Степень 4: О блаженном и приснопамятном послушании. С. 125.
7 Амвросий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 2009. С. 152-153.