Свято троицкий серафимовский женский монастырь с совхозное. Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь (Совхозное)

Из материалов Комитета по делам архивов Республики Северная Осетия-Алания и Центрального Государственного архива мы узнаем, что 24 ноября 1895 года владелица "хутора Хомяковой" Нальчикского округа Екатерина Хомякова впервые обратилась "с просьбой о разрешении ей построить в названном хуторе на свои средства церковь во имя Святой Троицы, при сем представила и план предполагаемой постройки... "

В "1902 году, - как свидетельствует документ, - закончен постройкой и освящен храм во славу Святой Троицы в 15 верстах от станицы Зольской, Пятигорского Отдела, по направлению к Эльбрусу, на возвышенном отроге горы Джинал". "...Церковь в имении г-жи Е.А. Хомяковой благолепна по наружному своему виду и богата внутренней своей обстановкой... "

Рапорт священника К. Лаврова Епископу Владикавказскому и Моздокскому Гедеону от 1 ноября 1904 г., свидетельствует: "Строительница храма Екатерина Алексеев Хомякова предполагала, что при храме создастся приход, в каковых целях г. Хомякова принимала хлопоты пред подлежащим начальством о нарезе православным переселенцам казенной земли, прилегающей к устроенной ею церкви, а Владикавказское Епархиальное начальство ходатайствовало перед Святейшим Синодом об учреждении здесь причта с жалованьем от казны. Но т.к. попечения г. Хомяковой о земле для поселения православных прихожан не увенчались успехом, а хутора близ расположенные к храму - в 3-х и 2-х верстах всего 20 дворов православных и в 6-верстах 60 дворов штундистов - малое число для устойчивости прихода, то ныне строительница храма желает устроения здесь женской общины и с этой целью передает своей знакомой монахине Екатерине 40 десятин земли с тем, чтобы построенный ею храм считался не приходским, а общинным. Стоимость каменного храма, ризницы, утвари и земли достигает 70 тыс. рублей...” Так в декабре 1904 года "при Свято-Троицкой церкви Зольского прихода, что в имении г. Хомяковой, стала устраиваться женская община с приютом для детей... Община зачиналась при 2-х монахинях, 4-х послушницах и пяти приютянках в возрасте от 2-х до 6 лет".

В декабре 1907 г. по прошению г. Хомяковой и по определению от 20 ноября 1908 г. Святейшего Синода, женская община во имя Серафима Саровского чудотворца была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую.

В двадцатые годы монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили, пострадал и Троицкий храм.

В 1995 году председатель Фонда культуры Кабардино-Балкарской Республики Владимир Вороков впервые выступил с инициативой возродить Свято-Троицкую церковь, расположенную в селе Совхозном Зольского района. Заинтересовавшись судьбой представительницы древнейшего русского рода Екатерины Алексеевны Хомяковой, он создал телевизионный фильм "Я тебя никогда не забуду…", который вызвал большой резонанс. Было принято решение о начале сбора средств для восстановления храма. За поддержкой обратились к президенту КБР Валерию Кокову, который проявил настоящую заинтересованность в возрождении храма.

Сейчас церковь внешне приняла свой первоначальный облик. Но прежде были отреставрированы купол и кровля, очищены стены, заменены металлические двери. Была приведена в порядок территория, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Выполнены основные отделочные работы внутри храма. Проведена штукатурка стен, а также их грунтовка и шпатлевка. Поставлен иконостас и начаты работы по иконописи. В приобретении церковной утвари помощь оказывала супруга Президента Виолетта Кокова.

В 1998 году был приобретен расположенный рядом с храмом двухэтажный дом. Для монастыря выкуплены были первые квартиры.

В заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 7 марта 2000 "Слушали: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона о преобразовании Свято-Троицкого прихода в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) в Свято-Троицкий женский монастырь. Постановили: Благословить преобразование Свято-Троицкого прихода в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) в Свято-Троицкий женский монастырь". Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева).

Престольные праздники: День Святой Троицы; преподобного Серафима Саровского 2/ 15 января, 19 июля/1 августа.

Адрес: КБР, Зольский район, с. Совхозное, ул. Подгорная, 8

Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика или Кабардино-Балкария (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский. Столица - город Нальчик .

Православие в Кабардино-Балкарии

Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».

Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.

Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.

Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.

Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.

Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.

Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».

И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.

Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.

Населённые пункты

Святыни Кабардино-Балкарии

Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского

В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в Свято-Никольский храм (г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.

Монастыри Кабардино-Балкарии

Свято-Троицкий Серафимовский монастырь (Совхозное)

В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.

В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.

В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Святыни монастыря и храма: Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.

Расположение: Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.

Храмы Кабардино-Балкарии

Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)

В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.

В 1937 году храм был закрыт и стал использоваться как склад для хранения зерна.

В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола.

К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза.

Расположение : Свято-Никольский Собор расположен в центральной части города на пересечении улиц Свободы, Строительной и Баритинюка, по адресу: г. Прохладный, ул. Строительная, 141.

Храм преподобного Евфимия (Екатериноградская)

В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.

Адрес: Россия, Кабардино-Балкарская республика, Прохладненский р-он, ст. Екатериноградская, ул. Советская, 38

Проезд:

  • Из г. Нальчика от автовокзала №1 на пригородной автобусе «Нальчик –Екатериноградская». В ст. Екатериноградской выйти на ул. Ленина у здания администрации, повернуть направо и пройти 100 метров.
  • Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.

Здравствуй, дорогой друг. Сегодня я хочу рассказать о паломнической поездке к святыням Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря, расположенного на территории Кабардино-Балкарии. Как я там оказалась? Все очень просто. Местные жители в городах КВМ, где я сейчас отдыхаю, очень активно зазывают на разные экскурсии: "Храм построен в красивом месте и является точной копией Гелатского храма 11 века в Грузии". Интересно? Да! Поискала информацию в интернете, всего 50 км от Железноводска до места назначения. Итак, отправляемся в путь. Выезжаем на трассу в сторону Нальчика, любуюясь величием гор Бештау и Машук, а также полями ярко-желтого подсолнечника. Жаль, небольшая облачность мешает обзору, а то и Эльбрус бы увидели




Минуем знаменитое солёное бессточное озеро Тамбукан, расположенное в 9 км от Пятигорска на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии.

Дно озера Тамбукан представляет собой огромные залежи целебной сульфидной иловой грязи, которая используется в санаториях Кавказских Минеральных Вод.

Увидев указатель "Псынадаха", съезжаем с трассы, движемся по вдоль длинной улицы в конец селения. Местные жители собирают урожай яблок, кабачков, кукурузы. Впереди еще одна вывеска, а значит, где-то поблизости цель нашей поездки. Село Совхозное затерялось средь полей и холмов, а где-то впереди

И вот мы уже ограды монастыря, который со всех сторон утопает в зелени. Впереди здание, где обитают монахини и послушницы, а за ним видна часть храма


Во дворе мы никого не встретили, только услышали где - то разговор детишек. Вдруг навстречу выскочил озорной мальчишка: "А мы вас так рано не ждали!" Улыбнулся и убежал. Удивляюсь, а нас ждали?


История монастыря началась в 1906 году, когда Екатерина Хомякова пожертвовала православной общине 40 десятин земли, а в последствии помогала возводить и развивать православный храм Святой Троицы на мусульманской земле. Родилась Екатерина Алексеевна 24 мая 1843 года в старинной дворянской семье, ее отец Алексей Степанович был многосторонне развитой личностью - философом, богословом, социологом, экономистом и в то же время поэтом, художником, изобретателем, врачом, знатоком сельскохозяйственного производства. Всю свою жизнь Екатерина Хомякова занималась миссионерской деятельностью.

Храм обители во имя Всесвятой Троицы построен в древнем византийско-кавказском стиле. И, действительно, очень напоминает храм гелатского монастыря в Грузии – собор Рождества Пресвятой Богородицы, который с 1106 по 1130 год строил Давид, а затем его наследник Деметре I

Внешнее убранство храма менее привлекательно, чем внутреннее: бирюзовая-голубая отделка, цветные витражи в оконных проёмах, а сквозь них льется солнечный свет, словно Божья благодать

Спешат в монастырь паломники, чтобы прикоснуться к святыням, которых на небольшой территории собрано очень много. Во - первых, источник Серафима Саровского, струящийся на берегу реки Золка из скалы более ста лет. Во вторых - Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы и иконы с мощевиками преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры, Васильевских новомученников и др, а также - месточтимые списки с чудотворных икон и образов. Всех и не перечислить.

Расположение. Монастырь расположен в70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.

Географические координаты . 43°28′57.17″N; 44°4′11.45″E

История храма. В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь Алексея Сергеевича Хомякова - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.

Храм построен со звонницей, на которой висели пять небольших колоколов. Самый большой из них весил порядка 30 пудов. Колокола были отлиты в 1902 году в Москве на знаменитом колокололитейном заводе Финляндского.

Все иконы выполнены в строгом византийском стиле в Москве иконописцем и реставратором Двора Его Императорского Величества В.П. Гурьяновым. На верху иконостаса сиял позолоченный резной деревянный крест с рельефным резным медальонным изображением Христа в терновом венце, по обеим сторонам которого в особых мраморных постаментах располагались четыре синих лампады. Купол храма был украшен золотыми живописными звездами, поддерживаемый четырьмя массивными каменными столпами, по левую и правую стороны в особых мраморных киотах размещены иконы Живоначальной Троицы и святых апостолов Петра и Павла, а над боковыми предъалтарными арками – иконы Поклонение волхвов и Преображения Господня.

В самом алтаре на лампадной стороне престольного облачения был вышит вверху крест в сиянии, ниже него – древняя монограмма Спасителя и еще ниже вязью слова: «Сiе творите въ Мое воспоминанiе»… Стены храма были окрашены серой масляной краской, во всем храме строго выдержанный стиль «самоуглубления».Храм был также оснащен дорогой церковной утварью из черной вороненой стали, ковчегом, Евангелием, коврами, шитыми полотенцами и прочими ценными вещами».

В 1904 г. по прошению Е.А. Хомяковой определением Священного Синода при Свято-Троицкой церкви открылся самостоятельный приход, а несколько позже при церкви создана женская православная община с приютом для детей сирот и больницей для окрестного населения. Община начиналась при двух монахинях, четырех послушницах и пяти приютянках в возрасте от двух до шести лет.

9 февраля 1907 г. Высочайшим соизволением Государя Императора по определению Святейшего Синода утверждена женская община в честь преподобного Серафима Саровского (с 1908 году Свято-Троицкая Серафимовская община). К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель. Было приобретено 20 породистых коров из «горной Швейцарии». При общине открылся сыроваренный завод «с практическими курсами молочного хозяйства и с инструктором от казны», а также чулочно-вязальная и трикотажная мастерские, изготовлявших дамские пальто, фуфайки и пр. В 1911 году в них обучалось 16 девушек.

В годы Первой мировой войны приют при общине был расширен с 40 до 150 воспитанниц, за счет приема детей погибших воинов. "Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь, по окончании курса начальной школы, будут переводить в открытую художественно-ремесленную школу" - сообщалось в епархиальном журнале. Согласно данным этого периода "сестры содержали больницу с амбулаторией".

В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.

С 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.

Настоятельницей была утверждена монахиня Антония (Бобылева). Понадобились десятилетия упорного труда насельниц, трудников и благотоворителей монастыря, чтобы внешний вид храма Святой Троицы принял свой первоначальный облик. Постепенно приведена в порядок территория монастыря, выстроено красивое ограждение монастырских земель. Полностью выкуплен у местных жителей домик для монашеской обители. Посадили елочки, березы. Обустроили монастырское подворье. В феврале 2001 года освящены пять колоколов, отлитые в Ярославской области, и переданных в дар монастырю. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение принесен пояс Пресвятой Богородицы.

В 2000 году в 450 метрах от монастыря был открыт святой источник, освященный в честь прп. Серафима Саровского, явление которого неоднократно засвидетельствовано насельницам в монастырской истории.

Описание храма. В архитектуре храма синтезированы различные источники, включающие, наряду с армянскими и грузинскими праобразами, тенденции храмостроения Закавказья и Средней Руси XIX в.

Храм крестово-купальный, трех немфный, одно аспидный, облицованный ракушечником.

В храм ведут две широкие каменные ступени, арка и массивная металлическая двухстворчатая дверь, над которой расположена звонница с 5 колоколами.

Внутренняя отделка храма выдержана в светло-зеленых и бирюзовых тонах.

Четырех ярусный иконостас венчает Рублевская икона Святой Троицы, списанная протоиереем Игорем Бобылевым (+ 2010 г.).

Северный и южный притворы однотонны с основным иконостасом.

На купольной части храма изображения Спаса Вседержителя (Пантократора).

Подкупольные и храмовые окна закрыты цветными витражами.

Святыни монастыря и храма. Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.

Как добраться. Из г. Нальчика на личном транспорте- 48 км. прямо по автотрассе «Кавказ» в сторону г. Пятигорска; на развилке с указателем «Псынодаха. Зольская» повернуть налево; прямо 14 км. до поселка Совхозный; пересечь поселок в сторону гор; на выезде повернуть направо и проехать 100 метров до подворья монастыря.