Контроль давления в шинах важен как с точки зрения экономии топлива и длительного срока службы, так и с позиции обеспечения безопасности при перемещении. Современные устройства, например различные виды датчиков давления, обеспечивают удобный и эффективный контроль над степенью накачки шин. Работая по принципу визуального и звукового оповещения при отклонении показателей от нормы, эти приспособления облегчают управление транспортным средством.
Датчики давления с монитором — одно из самых удобных решений. Фото: fis.ru
Зачем нужны датчики давления
Отклонение давления в шинах имеет массу негативных следствий, как при увеличении, так и при снижении от номинальных значений этой величины. Оптимальным считается накачка до уровня 2 атм.
Если будут отклонения от нормы в меньшую сторону:
- При изменении показателя в меньшую сторону возможными следствиями является увеличение расхода топлива, которое может составить до 1,5 л на 100км при уменьшении давления на 0,5 атм.
- При недостаточно накачанных колесах контакт с дорожным полотном происходит по линии боковых поверхностей, в результате чего ускоряется их изнашивание.
В большую сторону:
- В случае чрезмерной накачки шин изменяется площадь соприкосновения колеса с дорогой. Это объясняется тем, что за счет формы его поверхности увеличивается прилегание центральной части при недостаточном контакте с полотном боковых поверхностей. Это приводит к ускоренному износу этих участков.
- Шина с повышенным давлением снижает ресурс кузова и подвески, поскольку обладает низкой способностью к смягчению толчков, передаваемых колесом. Помимо менее комфортной езды, нагрев шины, возникающий в этом случае, может спровоцировать взрыв камеры.
Индикаторы степени накачки шин упрощают поддержание показателя в пределах оптимальных характеристик.
Как работает датчик давления в шинах
Изменение степени накачки колес в зависимости от типа установленного индикатора либо изменяет цвет встроенного колпачка, либо передают электронный сигнал на монитор системы слежения при использовании радиодатчиков. Фото: kazan.compax.ru
Колпачки , оборудованные цветовыми указателями, меняющими цвет в зависимости от степени накачки шин от нормального (зеленого) до критического (красного). Внутри колпачок, монтируемый на ниппель колеса, содержит поршень, индикатор которого меняет окраску в зависимости от уровня давления. Принцип работы датчика давления в шинах состоит в том, что при его снижении на 0,3 атм при номинальном значении 2 атм, цвет меняется на желтый, а при падении еще на 0,4 атм, окраска датчика приобретает красный оттенок.
Производители колпачков предлагают широкий диапазон датчиков с номинальным давлением в пределах 1,8-3,6атм, что позволяет использовать их на различных типах мобильных устройств.
Среди преимуществ таких индикаторов:
- легкость монтажа, при котором для установки конструкций небольшой массы(5г) не обязательно проводить балансировку шин и разбортовку колеса;
- простота замены индикаторов, отработавших ресурс.
Недостатки колпачковых датчиков:
- низкая степень защиты от воров;
- отсутствие контроля степени накачки шин в процессе движения;
- невысокая восприимчивость системы к колебаниям давления.
Известна разновидность колпачковых датчиков, получающих привод от миниатюрного элемента питания. К недостаткам этой конструкции помимо перечисленных выше недостатков относится низкая герметичность системы, поскольку монтаж и работа такой системы предусматривают открытое положение ниппеля. К преимуществам относится более высокая точность измерения вследствие использования электронного сигнала вместо механических импульсов поршня.
Среди автомобилистов хорошими отзывами пользуются индикаторы степени накачки шин, использующие в качестве привода автономную батарею, при этом импульсы передаются от приемного устройства к системам слежения посредством радиосигналов.
Комплект включает по одному датчику на каждое колесо, систему контроля температуры, система приема информации и блок считывания сигналов поступающих из нее. Фото: data.jc9.ru
Фиксация показателей происходит с периодичностью один раз в четверть часа во время стоянки или раз в 5 мин при движении автомобиля. Такие системы нуждаются в установке, при которой датчик монтируется под поверхность ниппеля после разбортовки колеса. Кроме этого, такие системы в обязательном порядке подвергаются балансировке с учетом веса (30г) установленного индикатора. К негативным свойствам такой системы относится сложность установки.
Конструкция обеспечивает массу преимуществ, среди которых:
- Высокая герметичность, обеспечиваемая закрытием ниппеля и удержанием при помощи колпачка.
- Точность, обеспечивающая снятие показаний с низким временным интервалом при фиксации быстрого изменения степени накачки шин.
Защита от кражи
Еще более сложной конструкцией по сравнению с описанной выше является датчик контроля давления в шине, выполненный в виде микрочипа. Эта система содержит всю базу данных об оптимальных значениях скорости, давления и температуры; типе устройства; его размерности и дате выпуска. Недостатком конструкции является невозможность монтажа за пределами предприятия-производителя. Кроме этого, на точность показателей может влиять режим движения, наличие на дороге препятствий, неровный рельеф поверхности. Сигнал от вмонтированного в конструкцию шины микрочипа может поступать как на устройства слежения в автомобиле, например монитор, так и на мобильный телефон или гаджет водителя.
О других особенностях датчиков давления в шинах можно узнать из этого видео:
Возможные неисправности
Эксплуатация любого из описанных устройств, включает возможность поломок, часть из которых можно устранить при обслуживании на СТО. Среди основных неисправностей датчиков контроля давления:
- Перепрошивка устройства в случае нарушения работы выполняется для согласования работы индикаторов на различных колесах. Эту операцию может выполнить водитель при наличии навыков установки ПО на автомобиль или специалист со станции обслуживания.
- Рассогласование работы контролирующих приборов, которое с высокой вероятностью может произойти при замене или восстановлении работоспособности проколотой шины. При этом их показания могут иметь завышенные значения, ремонт состоит в выполнении обнуления считывающего устройства.
- Механические повреждения, связанные с выходом из строя ниппеля или других конструктивных элементов системы устраняются при обращении в специализированный центр обслуживания.
- К одной из неисправностей относится ошибка электронной системы TPMS. Для устранения сообщения об ошибке, можно использовать такой способ как отключить датчик давления в шинах или отключить сигнальную лампу. Для этого может использоваться физическое отключение системы контроля давления в шинах или устранение индикаторной лампочки с приборной панели автомобиля.
Наиболее распространенным недостатком автоматических систем является разрядка аккумулятора на устройстве привода индикатора. В этом случае, по истечении срока эксплуатации, который в зависимости от климатических условий составляет до 5 лет, необходимо сменить батарею.
Замена батарейки в датчике давления шин выполняется следующим образом:
- демонтировать индикатор, после чего в области с округлой поверхностью необходимо произвести надрезы по контуру элемента;
- под заливкой располагается батарейка, припаянная к контактам при помощи микросварки, проверить ее исправность можно при помощи тестера, для фазы разрядки характерны нулевые показания устройства;
- произвести замену аккумулятора, обеспечивая плотное прилегание батареи к контактам, для чего необходимо фиксировать устройство, при помощи иглы углубляя в заливку корпуса индикатора;
- обезжирить поверхность над аккумулятором и заполнить силиконовым наполнителем до уровня корпуса.
Итог
Разнообразие конструкций для контроля давления, обеспечивает широкую вариативность в выборе приемлемого для водителя соотношения цена-функциональность. Некоторые производители практикуют производство шин, в которых контроль давления осуществляется по отклонению от нормы площади контакта покрышки с грунтом. В любом случае, использование этих устройств не только существенно облегчит эксплуатацию транспортного средства, но и сделает перемещение на нем более безопасным.