Тесты на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних тест на тему. Методическая разработка «Определение компьютерной зависимости младших школьников

Как справиться с компьютерной зависимостью Краснова С В

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

4. У вас есть боли в запястьях?

5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?

6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?

13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

14. В последнее время у вас было сильное желание играть?

15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?

16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Из книги Самоучитель UML автора Леоненков Александр

10.3. Зависимости В общем случае отношение зависимости также было рассмотрено ранее (см. главу 5). Напомним, что зависимость не является ассоциацией, а служит для представления только факта наличия такой связи, когда изменение одного элемента модели оказывает влияние или

Из книги Бизнес путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании автора Вламис Энтони

Из книги Журнал «Компьютерра» № 13 от 03 апреля 2007 года автора Журнал «Компьютерра»

КЛИМ КЛИМОМ: Опросник Айзенка на языке EXIF Автор: Алексей КлимовЧто бы вам ни подарили на первое апреля, это наверняка более осмысленная вещь, чем дурацкие сюрпризы «23-го» или «8-го». Мне, например, достался «мужской» фотоаппарат Sanyo (заслуживающий отдельного обзора хотя бы

Из книги Разгони свой сайт автора Мациевский Николай

Зависимости Еще одна проблема, которая связана с динамическим подключением скриптов, заключается в разрешении зависимостей. Предположим, что у вас есть 3 скрипта и для three.js требуется функция из one.js. Как вы гарантируете работоспособность в этом случае?Наиболее простым

Из книги Как справиться с компьютерной зависимостью автора Краснова С В

Сюжеты компьютерных игр Выделяют немало сюжетов компьютерных игр, такие как: эпоха Древнего мира до нашей эры (динозавры, древние ящеры); эпоха Древнего мира, зарождение человеческой цивилизации, (например, игра «Начало нового мира»); фантастика: далекое будущее,

Из книги Защита вашего компьютера автора Яремчук Сергей Акимович

Тест-опросник К. Леонгарда С помощью этого опросника родственники и люди, заинтересованные в том, чтобы человек меньше работал за компьютером, могут понять, что представляет собой этот «компьютерный раб» и насколько изменилась его душевная конституция. Кроме того, с

Из книги Самоучитель работы на компьютере автора Колисниченко Денис Николаевич

Синдром компьютерных игр Целью покупки большинства домашних компьютеров является использование их в качестве развлекательной платформы. В первую очередь это игры. Синдром зависимости от компьютерных игр до сих пор не исследован, и при его изучении можно столкнуться с

Из книги Инфраструктуры открытых ключей автора Полянская Ольга Юрьевна

Словарь компьютерных терминов А abend (abnormal end) - аварийное завершение работы программы, завершение работы программы с ошибкой, синоним этого термина - crashAC (Accumulator) - аккумуляторAC (Alternating Current) - переменный токaccept - соглашаться, приниматьactive - активный,

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Сертификаты установления пункта доверия Самоподписанные сертификаты являются сертификатами только в том смысле, что имеют формат сертификата стандарта X.509. Подпись на самоподписанном сертификате подтверждает только то, что у издателя есть открытый и секретный ключи,

Из книги Домашний компьютер автора Кравцов Роман

Протокол установления соединений Протокол установления соединений Handshake Protocol состоит как бы из трех подпротоколов, которые позволяют выполнить аутентификацию сторон, согласовать алгоритмы и параметры безопасности для протокола передачи записей .Handshake Protocol

Из книги Введение в QNX/Neutrino 2. Руководство по программированию приложений реального времени в QNX Realtime Platform автора Кёртен Роб

Настройка сервера регистрации для установления соединения Для настройки сервера XDMCP используются конфигурационные файлы, которые обычно находятся в каталогах /etc и /etc/X11. Исходя из сообщений защиты, большинство дистрибутивных пакетов сконфигурировано так, что обращения

Из книги Omert@. Руководство по компьютерной безопасности и защите информации для Больших Боссов автора Экслер Алекс

Классификация компьютерных игр Классификация по жанрам3D Shooter (3D-шутеры, «бродилки»)В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, выполняя задания уровней. Врагами часто являются:

Из книги Как тестируют в Google автора Уиттакер Джеймс

Замечания о функциях установления соединения Перед тем как углубиться в отдельные сообщения, однако, есть смысл подчеркнуть, что для всех функции установления соединения структура сообщений идентична (взято из , с небольшими изменениями):struct _io_connect { // Для

Из книги автора

Алфавитный список функций установления соединения и ввода/вывода В данном разделе в алфавитном порядке приведен список точек входа в функции установления соединения и ввода/вывода, которые вы можете заполнять самостоятельно (эти две таблицы затем передаются функции

Из книги автора

О «КОМПЬЮТЕРНЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ» Да, в этой книге мне придется много рассказать о достаточно специфических компьютерных вещах - потому что в большинстве своём безопасность информации напрямую связана с компьютерами. Однако без этого не обойтись. Пока у тебя вопросами

Из книги автора

Что станет с тест-директором и тест-менеджером Как все эти ролевые изменения отразятся на менеджерах, директорах и вице-президентах по тестированию? Их станет меньше. Те из них, у кого есть технические знания, перейдут на другие роли, более подходящие их инженерной

Ваш характер

Ваша личность

Вы и творчество

Ваше здоровье

Сексуальные тесты

Тесты для женщин

Семейные тесты

Тесты для мужчин

Любовь и взаимоотношения

Тесты для родителей

Шуточные

Деловые и профессиональные способности

Компьютерная зависимость

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства.

Как формируется зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?

4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?

6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?

7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?

10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?

17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.

При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?

13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?

14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?

19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.

При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

В статье представлен тест-опросник, разработанный автором на базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми - КИ). Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному. Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего Новгорода в возрасте 11-12 лет, показало, что разработанный тест-опросник дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки; является относительно оперативным способом оценки большого количества респондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Введение

В настоящее время с компьютерными технологиями связаны практически все сферы жизнедеятельности человека - и познавательная, и трудовая, и коммуникативная, и творческая, и рекреационная, и др. Компьютерные технологии, в частности компьютерные игры (КИ), привлекают пользователей яркими реалистическими сюжетами, графикой, звуковым сопровождением (Бабаева, Войскунский, 1998; Шапкин, 1999) и оказывают большое влияние на мировоззрение современных молодых людей (Бабаева, Войскунский, 1998; Варашкевич, 1997; Гриффит, 1996; Петровский, Петровский, 1982; Фомичева и др., 1991). Постоянное обновление и совершенствование КИ влечет рост числа потребителей данной продукции. Психологам все чаще приходится сталкиваться с проблемой повышенного интереса людей к КИ и даже с так называемой игровой компьютерной зависимостью (Икз). Последняя представляет собой новую форму зависимости, качественно отличающуюся от других нехимических зависимостей выходом на безграничные возможности виртуального мира и механизмами формирования на разных этапах возрастного развития (Бабаева, Войскунский, 1998; Гришина, 2011).

С одной стороны, КИ способствуют развитию и преобразованию деятельности человека за счет возникновения новых навыков, операций и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и новых видов деятельности (Фомичева и др., 1991). С другой стороны, при патологической поглощенности КИ отмечается значительное количество негативных последствий - технострессы, компьютерофобия, сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм (Бабаева, Войскунский, 1998; Котова, 2009; Шмелев, 1988). Жизнь человека, подверженного Икз, начинает отличаться от привычно нормальной жизни и полностью подчиняется новой сверхценности.

Икз широко распространена в мире и в том числе в России. Разнообразные виды и формы КИ, рассчитанные на интересы разных категорий населения, привлекают к себе внимание все большего количества людей. В наибольшей степени влиянию КИ подвергаются дети и подростки.

К настоящему времени накоплен большой фактический материал об особенностях подростков, о специфике их идеалов, интересов, нравственных представлений, мотивов деятельности и т.д. (см., напр.: Божович, 1997; Возрастные…, 1967; Выготский, 1984; Горшенин, 1993; Петровский, Петровский, 1982; Эльконин, 1971). Выявлено, что интересы младшего подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Некоторые интересы сохраняются в течение всего подросткового возраста, углубляясь и обогащаясь содержанием, и впоследствии остаются на всю жизнь. В младшем подростковом возрасте интересы часто приобретают форму увлечений, которые могут захватить ребенка в ущерб другим видам деятельности.

В процессе взросления младший подросток знакомится с различными аспектами человеческих взаимоотношений. Он находится в постоянном поиске друзей и компаний, в которых он мог бы испытать чувство принадлежности группе (Божович, 1997). Все эти отношения являются важной частью идентификации личности (там же). Неудовлетворение данной потребности может привести к «уходу» младшего подростка в виртуальный мир, который будет выступать для него средством общения и самоутверждения, подменяя собой процесс реального взаимодействия.

В настоящее время основное внимание исследователей при изучении психологических аспектов Икз сосредоточено на поисках ее причин и факторов личностной предрасположенности к ней. Однако, по нашему мнению, без должного внимания остался вопрос о методах диагностики степени увлеченности КИ на разных этапах онтогенеза, в частности в подростковом возрасте. В связи с этим все более очевидной становится актуальность исследования проблемы Икз в младшем подростковом возрасте как начальном этапе подросткового периода развития в целом и необходимость разработки соответствующей методики.

Обоснование методики

Основным теоретиком проблемы компьютерной психологической зависимости считается американский психиатр, профессор Питтсбургского университета Кимберли Янг. Для определения степени увлеченности Интернетом ею был разработан краткий тест (Young, 1996), который состоял из 8 вопросов с дихотомическим выбором вариантов ответов. По мнению автора, респондент считается зависимым, если дает положительный ответ на 5 или более вопросов. Современный вариант теста К. Янг содержит 20 вопросов, ответы на которые оцениваются по 5-балльной шкале. По количеству набранных баллов выделяются три группы людей: зависимые, пограничные, здоровые.

Российские исследователи используют следующие инструменты диагностики компьютерной зависимости: опросник К. Янг в адаптации В.А. Лоскутовой (2004); опросник Е.В. Беловол и И.В. Колотиловой (2011) для оценки степени увлеченности ролевыми КИ у подростков 13-15 лет; «детский» вариант методики оценки интернет-аддикции, предназначенный для младшего школьного возраста (Котова, 2009); «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Больбот, Юрьева, 2006) и другие. Однако методика, позволяющая определить уровень Икз у младших подростков, отсутствует. Поэтому на базе методики К. Янг нами была разработана тестовая процедура, позволяющая сравнительно быстро и эффективно определить степень увлеченности КИ у младших подростков.

Общая характеристика тест-опросника для младших подростков

Опросник содержит 22 вопроса, определяющих 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному.

В ходе составления опросника методом беседы с младшими подростками и с помощью наблюдения за их реальным поведением был выявлен репрезентативный перечень вопросов, отражающих содержание компонентов игрового поведения. В результате было составлено 32 утверждения, которые были предъявлены экспертам для определения содержательной валидности.

Экспертная оценка включала в себя два этапа: 1) проведение очного семинара со специалистами-психологами высокой квалификации (докторами и кандидатами наук), а также с практикующими психологами и социальными педагогами из 12 общеобразовательных и высших учебных заведений г. Нижнего Новгорода, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы по обсуждению опросника; 2) получение заключений на опросник от специалистов в области психологии и социологии из 25 общеобразовательных и высших учебных заведений тех же городов. По результатам данной процедуры в первоначальный вариант опросника были внесены изменения.

Итоговый опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых содержит вопросы, предполагающие 6 градаций ответов: никогда, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6. По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются. Полученные результаты определяют количественные показатели, значения которых подставляются в формулу для подсчета степени увлеченности КИ. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Показатели опросника организованы в соответствии с принципами системы регуляции деятельности (Чумаков, 2007).

  1. Шкала эмоционального отношения к КИ . Высокий показатель свидетельствует о высоком уровне эмоциональной привлекательности КИ для ребенка. Игра выступает средством разрядки психоэмоционального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных потребностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе КИ подросток испытывает ощущение эмоционального подъема. Низкий показатель указывает на незначительный уровень эмоциональной привлекательности КИ для ребенка. Игра является одним из досуговых занятий.
  2. Шкала самоконтроля в КИ . Высокий показатель свидетельствует о низком уровне самоконтроля подростка в КИ. Как правило, ребенок не хочет прерывать КИ, раздражается при вынужденном отвлечении от игры и не способен спланировать окончание игры. Низкий показатель свидетельствует о наличии самоконтроля над процессом КИ, ребенок может отвлечься от игры, если это необходимо; способен спланировать окончание игры.
  3. Шкала целевой направленности на КИ . Высокий показатель - свидетельство азартной вовлеченности в КИ, постоянного стремления к достижению все более высоких результатов. Низкий показатель говорит об умеренном стремлении к достижению все более высоких результатов в компьютерной игре; КИ выступает как средство досуга и не является самоцелью.
  4. Шкала родительского отношения к КИ . Высокий показатель указывает на негативное отношение родителей к КИ. Родители запрещают КИ или серьезно лимитируют время игры. Низкий показатель свидетельствует о положительном отношении родителей к КИ. Родители сами инициируют активность детей, связанную с КИ: покупают новинки, удовлетворены занятостью ребенка дома за КИ.
  5. Шкала предпочтения виртуального общения в КИ реальному общению . Высокий показатель по шкале указывает на то, что КИ выступает средством общения и самоутверждения ребенка, подменяя собой процесс реального взаимодействия. Низкий показатель - на то, что КИ не заменяет реального общения ребенка и является дополнительным средством коммуникации.

Каждый испытуемый получает текст опросника и бланк для ответов.

Инструкция : Предлагаемый вам тест содержит 22 вопроса с 6 вариантами ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», «постоянно». В бланке для ответов перед соответствующим номером вопроса поставьте знак «+» в соответствующей колонке ответов. Свое мнение выражайте искренне.

  1. Играете ли вы в компьютерные игры?
  2. Запрещают ли родители играть вам в компьютерные игры из-за того, что вы тратите на них слишком много времени?
  3. Откладываете ли вы выполнение школьных домашних заданий, чтобы поиграть за компьютером?
  4. Чувствуете ли вы себя раздраженным, если по каким-то причинам вам необходимо прекратить компьютерную игру?
  5. Расстраиваетесь ли вы, если в течение дня вам не удается поиграть за компьютером?
  6. Думаете ли вы о результатах, достигнутых в компьютерной игре?
  7. Планируете ли вы повысить уровень своих результатов в игре?
  8. Приходилось ли вам засиживаться за компьютерной игрой допоздна?
  9. Чувствуете ли вы тягу к компьютерным играм?
  10. Отказываетесь ли вы от общения с друзьями, чтобы поиграть за компьютером?
  11. Случалось ли вам тратить на компьютерные игры деньги, которые были предназначены для других целей?
  12. Приходилось ли вам играть за компьютером более 5 часов в день?
  13. Предпочитаете ли вы компьютерную игру чтению интересной книги или просмотру фильма?
  14. Играете ли вы с друзьями в компьютерные игры?
  15. Замечаете ли вы, как летит время, пока вы играете в компьютерную игру?
  16. Как часто вы играли бы в компьютерные игры, если бы у вас была такая возможность?
  17. Случалось ли вам скрывать от родителей, что вы играли за компьютером?
  18. Используете ли вы компьютерную игру для того, чтобы уйти от проблем или от плохого настроения?
  19. Обсуждаете ли вы результаты компьютерных игр с друзьями?
  20. Злитесь ли вы, когда вас кто-то отвлекает от компьютерной игры?
  21. Случалось ли вам уставать из-за того, что вы слишком долго играли за компьютером?
  22. Стремитесь ли вы все свое свободное время играть за компьютером?

Обработка результатов

При обработке результатов исследования необходимо использовать ключ, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6 в соответствии с предложенными градациями ответов: «никогда» - 1 балл; «редко» - 2; «иногда» - 3; «часто» - 4; «очень часто» - 5; «постоянно» - 6 баллов.

  1. Шкала уровня эмоционального отношения к КИ, суммарный показатель (Иэ) - 5 пунктов (номера вопросов: 4, 5, 13, 18, 20).
  2. Шкала уровня самоконтроля в КИ, суммарный показатель (Ис) - 9 пунктов (номера вопросов: 3, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 21, 22).
  3. Шкала уровня целевой направленности на КИ, суммарный показатель (Иц) - 3 пункта (номера вопросов: 1, 6, 7)
  4. Шкала уровня родительского отношения к тому, что дети играют в КИ, суммарный показатель (Ир) - 2 пункта (номера вопросов: 2, 17).
  5. Шкала уровня предпочтения общения с героями КИ реальному общению, суммарный показатель (Ио) - 3 пункта (номера вопросов: 10, 14, 19).

В ходе исследования была выявлена высокая степень взаимосвязи шкалы 3 (Иц) с остальными шкалами опросника (значение коэффициента множественной корреляции R=0.86, р<0.001). На основании полученных данных можно сделать вывод, что степень увлеченности КИ во многом определяется уровнем целевой направленности на КИ.

В результате проведенного анализа функциональной зависимости, характеризующей взаимосвязь между шкалой 3 (Иц) с другими шкалами опросника, была построена регрессионная модель (*** - р<0.001):

Икз=0.21***×Иэ + 0.43***×Ис + 0.08***×Ир + 0.34***×Ио + 0.3

Доля вариации изменения уровня Иц на 86% объясняется по полученному уравнению регрессии вариациями изменений уровней Иэ, Ис, Ир и Ио.

Для получения количественного показателя уровня увлеченности младших подростков КИ в соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой шкале опросника. Затем полученные показатели подставляются в уравнение множественной регрессии.

Анализ результатов

На основании разработанного теста по индексам степени интереса к КИ мы выделяем следующие 3 уровня вовлеченности в КИ:

1 - естественный уровень (от 6 до 11 баллов): КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, редко играют и думают об игре;

2 - средний (от 12 до 21 баллов): КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временнЫми затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции.

3 - зависимость (от 22 до 37 баллов): КИ занимает все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов.

Стандартная психометрическая проверка показала, что все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции шкал были получены на выборке из 304 учеников 5-6-х классов СОШ г. Нижнего Новгорода (150 мальчиков и 154 девочки в возрасте 11-12 лет). По результатам исследования были получены следующие данные: естественный уровень - 189 чел. (62%); средний уровень - 109 (36%); зависимость - 6 (2%).

Проверка полученных результатов на надежность (внутреннюю согласованность) опросника производилась с использованием таких показателей, как альфа Кронбаха и усредненная взаимная корреляция пунктов шкалы. Обобщенные результаты анализа приведены в табл. 1.

Таблица 1. Характеристики надежности опросника

Ретестовая надежность (стабильность) выявлялась по коэффициенту стабильности теста с использованием метода тест-ретест, проведенного с промежутком в 1 месяц. Надежность проверялась на выборке из 304 человек с использованием двухвыборочного t-критерия Стьюдента для зависимых выборок. По результатам исследования было выявлено, что различия между показателями теста и ретеста незначимы, при этом коэффициент корреляции между первым и вторым измерениями составил 0.89, а коэффициент, подсчитанный по формуле Стьюдента, - 1.65. На основании полученных данных можно сделать вывод о стабильности показателя увлеченности КИ. Полученные результаты проверки разработанной методики на надежность свидетельствуют о возможности использования ее не только в исследовательских, но и психодиагностических целях.

Для определения конструктной валидности теста использовался прием соотнесения результатов опросника с результатами известных методик. Вопросы обеспечения конструктной валидности шкал опросника определялись на выборке из 146 испытуемых (74 мальчика и 72 девочки). Свидетельства конструктной валидности получены нами на совокупности исследовательских результатов. При этом исследовались связи показателей опросника с такими индивидуально-личностными характеристиками, как склонность к риску (методика СР-2; см.: Практикум…, 1996) и волевая саморегуляция (методика А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана; см.: Фетискин и др., 2002).

В табл. 2 приведены статически достоверные связи шкал опросника с индивидуально-личностными характеристиками, полученными в результате вышеописанных процедур. Анализ связей шкал опросника показывает, что показатель уровня увлеченности КИ коррелирует с изученными индивидуально-личностными показателями испытуемых. Младший подросток, имеющий высокий показатель склонности к риску, как правило, имеет высокие показатели по всем шкалам опросника. Шкалы Иц и Ио отрицательно коррелируют с показателями волевой саморегуляции.

Таблица 2. Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника

Показатели

Количество пунктов

Стандартное отклонение

Склонность к риску

Волевая саморегуляция

Анализ связей шкал опросника показывает, что показатель уровня Икз коррелирует с изученными индивидуально-личностными показателями испытуемых. Такая характеристика личности младшего подростка, как склонность к риску, связана с показателями всех шкал опросника на уровне значимости p<0.01. Шкалы Иц целевой и Ио отрицательно коррелируют с показателями волевой саморегуляции.

Полученные результаты обнаруживают связь потенциалов младшего подростка с индексами уровня Икз и одновременно показывают самостоятельность разработанного опросника.

Диагностика уровня игровой компьютерной зависимости - важная задача психодиагностической работы с подростками. Высокий уровень такой зависимости у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения, приводящим к психологическому и физическому истощению от сильного напряжения, ухудшению социального, семейного и межличностного функционирования.

Разработанный нами тест дает возможность получения количественной оценки степени компьютерной зависимости, предоставляет возможность математической обработки, является относительно оперативным способом оценки большого количества лиц, способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых. При использовании данной методики необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Список литературы

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е . Психологические последствия информатизации // Психол. журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 89-100.

Беловол Е.В., Колотилова И.В . Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психол. журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 49-58.

Больбот Т.Ю., Юрьева Л.Н . Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006.

Божович Л.И . Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, стереотип. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Варашкевич С.А . История конверсии компьютерной игры. М.: ИП РАН, 1997.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.

Выготский Л.С . Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

Горшенин Л.Г . Подросток, характер, проблемы: Акцентуации характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993.

Гриффит В . Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. 1996. № 183. С. 57-73.

Гришина А.В . Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011.

Котова С.А . Компьютер в жизни ребенка младшего школьного возраста // Другое детство: Тез. участников II Всеросс. науч.-практ. конф. по психологии развития (Москва, 25-27 ноября 2009 г.) / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2009. С. 285-286.

Лоскутова В.А . Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

Петровский А.В., Петровский В.А . Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. № 3. С. 44-53.

Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: Учеб. пособие / Сост.: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М . Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. C. 54-55.

Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В . Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.

Чумаков М.В . Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: Дисс. ... докт. психол. наук. Ярославль, 2007.

Шапкин С.А . Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 86-102.

Шмелев А.Г . Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 16-84.

Эльконин Д.Б . К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6-20.


Для цитирования статьи:

Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.131-141.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

Дворец творчества детей и молодежи

«Определение компьютерной зависимости младших школьников. Тесты, рекомендации»

Разработчик:

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ДТД и М

Долиненкова Инна Ивановна

г.Калининград

Приложение 1.

Тест для младших школьников на определение компьютерной зависимости, составленный О.Л. Кутуевой.

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

Ежедневно – 3 балла;

Один раз в два дня – 2 балла;

Только когда нечего делать – 1 балл.

2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

Более 2-3 часов – 3 балла;

1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;

Не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

Пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;

Бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;

Выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

Конечно, на компьютер – 3 балла;

Зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;

Вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

Да, было такое – 3 балла;

Пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;

Нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

Почти все время думаю об этом – 3 балла;

Могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;

Почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

Компьютер - для меня все – 3 балла;

Большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;

Компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

Иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;

Каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;

Точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Теперь подсчитайте сумму баллов.

8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.

19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.

Приложение 2.

Тест на определение компьютерной зависимости у младших школьников для родителей. Разработчик Писарев В.Г.

Уважаемые родители! Для установления наличия зависимости от компьютерных игр и Интернета у ваших детей предлагаем вам ответить на серию вопросов.

1. Как часто ваш ребенок играет за компьютером?

а) каждый день - 3 балла; б) через день - 2 балла; в) когда нечем заняться - 1 балл.

2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?

а) 2-3 ч и больше - 3 балла;

б) час или 2 ч - 2 балла;

в) час максимум - 1 балл.

3. Кто выключает компьютер ребенка?

а) вы - 3 балла; б) иногда вы, иногда ребенок - 2 балла; в) ребенок самостоятельно - 1 балл.

4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от учебы время, он...

а) сидит за компьютером - 3 балла;

б) иногда может и сесть за компьютер - 2 балла;

в) гуляет на улице или занимается домашними делами - 1 балл.

5. Прогуливал ли ваш ребенок учебу или другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть за компьютером?

а) да, прогуливал - 3 балла;

б) было пару раз, но не очень важное событие - 2 балла;

в) нет - 1 балл.

6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с вами?

а) да, постоянно - 3 балла; б) иногда рассказывает - 2 балла; в) редко, почти никогда - 1 балл.

7. Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?

а) это для него все или почти все - 3 балла;

б) значит много, но есть много других вещей, которые для него важны не меньше - 2 балла;

в) ребенок особенно не интересуется компьютером - 1 балл.

Анализ результатов тестирования:

Степень выраженности:

Компьютерная зависимость явно выражена

1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, - "режим дня" для ребенка,

где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером

(оптимально до 30-60 мин в день).

2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру, совместные прогулки

(в магазин, кинотеатр, парк).

3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.

4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять.

Дети, у которых наблюдается компьютерная зависимость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.

5. Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках.

12-17 баллов

Ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней.

1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером.

2. Главное - не допустить того, чтобы ребенок стал компьютерозависимым.

7-11 баллов

Ребенок не находится в зоне риска компьютерной зависимости.

Участвуйте в жизни ребенка, тогда в будущем он будет так же психологически устойчив и к другим зависимостям

Приложение 3

1. Общайтесь со своим ребенком "на одной волне". С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах . Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, спрашивайте его мнение. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

2. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

3. Ознакомьте ребенка с временными нормами использования компьютера (ведь все хорошо в меру). Ограничьте время, проводимое ребенком за компьютером, и не позволяйте ему играть в компьютерные игры за 1,5-2 ч до сна и особенно ночью.

4. Осуществляйте "цензуру" компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, прекратите игру.

5. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозаврь>1... Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

6. Приобщайте ребенка к домашним обязанностям.

7. Культивируйте семейное чтение.

8. Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.

9. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

10. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.

11. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

12. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.

13. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

14. Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

Приложение 4.

Разработка и проведение разовой игровой программы «Волшебный кубик»

Цель: Создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» - концепции.

Задачи:






  • воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, чувство уважительного отношения друг к другу;

  • формировать опыт социального взаимодействия, веры в свои возможности;

  • формировать опыт организации содержательного досуга.
Форма проведения - игровая .

Цель: побуждать познавательную и творческую активность детей

Задачи:


  • развивать интеллектуально-познавательные способности детей;

  • познакомить с национальными традициями и фольклором;

  • активизировать двигательную активность;

  • активизировать творческое воображение ребят;

  • воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, чувство уважительного отношения друг к другу
Оборудование:

  • плакат с описанием игры;

  • два кубика;

  • конверты с заданиями (6 штук);

  • доска для подсчета очков;

  • барабан «Поле чудес»;

  • игровой реквизит: 2 воздушных шарика, 2 стула, 4 фишки-2 на старт и 2-на финиш, 2 мяча, 4 тапка большого размера, 6 кеглей, 2 обруча.
Описание игры:

Ведущий встречает ребят, рассаживает их так, чтобы сразу получилось 2 команды.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в давно известную игру, «кости», только в ней немного изменены правила. Вы будете по очереди кидать кубик. Количество очков, выпавших на грани, сразу засчитывается, как выигрышное, но вы можете заработать еще дополнительно 5 очков, если выполните задание, соответствующее данному количеству очков.

Посмотрите на плакат. На нем видно, какому количеству очков какое задание соответствует.

Если задание не выполняется, то право его выполнения предоставляется соперникам.

Если выпадает на кубике 2 или 3, то очки получит та команда, которая быстрее угадает слово или выиграет эстафету.

Считается выигравшей та команда, которая наберет быстрее 50 очков.

Если через 4 броска не выпадает номер 3, то ведущий вправе поставить игровую паузу.

Все ли вам понятно? (Если нет, то ведущий еще раз разъясняет непонятные моменты игры).

Итак, мы начинаем. Бросайте кубики и у кого из вас выпадает наибольшее количество очков, тот и получает право первого хода.

Игра включает в себя конкурсы:


  1. Русские народные загадки;

  2. «Поле чудес»;

  3. Сказочные эстафеты;

  4. «Закончи пословицу»;

  5. «Винегрет» – танцевальный;

  6. «Угадай мелодию».
Русские народные загадки

1. Хвост крючком, рыло пятачком, в два ряда пуговицы. (Свинья).

2. С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,


А первый на селе работник. (Лошадь).

4. Собой не птица, петь не поет


Кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака)

5. Серовато, зубовато - по полю рыщет,


Телят, ягнят ищет. (Волк).

«Поле чудес»

1.Как раньше назывался дом, в котором жили бояре, зажиточные крестьяне? Это слово часто употребляется в русских народных сказках.

(Терем).


2.Как раньше назывался чемодан? Этот предмет мебели обязательно входил в приданное любой невесты, иногда он служил хозяевам кроватью.

3.Так раньше называлось полотенце. И сейчас на таком полотенце преподносят хлеб-соль жениху и невесте, а также особо дорогим и желанным гостям.

4.Так раньше называли палец.

(Перст).


5.Так раньше называли губы.

(Уста).


«Сказочные эстафеты»

1.«Конек-горбунок»

Реквизит: 2 воздушных шарика, 2 стула, 4 фишки.

Описание игры:

По названию этой игры ясно, что каждому участнику этой эстафеты предстоит изобразить Конька-Горбунка, который прекрасно описан в сказке П.П.Ершова. Для этого потребуется мяч или воздушный шарик. Участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет его на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его придерживают руками, оставаясь при этом в полусогнутом положении. Но это не все. Как известно, Конек-Горбунок мог преодолевать любые препятствия, например, поставленные на линии эстафеты стулья или пуфики. Надо будет взобраться на них, а потом спрыгнуть и все это быстро, не теряя при этом «горб»-мяч за спиной. Побеждают те, которые окажутся более ловкими и стремительными.

2.«Колобок»

Реквизит: 2 мяча, 12 кеглей, 4 фишки.

Описание игры: В сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя, Волка. В нашей игре этих зверей заменяют кегли, а Колобком будет мячик, который участники будут катать палочкой или клюшкой.

3.«Теремок»

Реквизит: 2 обруча, 4 фишки.

Описание игры:

Для начала вспомним, кто жил в Теремке: Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайка-Попрыгайка, Комар-Пискун, Лисичка-Сестричка. Шестым же пришел Медведь и разломал Теремок. Попробуем разыграть эту сказку в эстафете. На финише лежит обруч - это наш Теремок. Первый участник - Мышка-Норушка бежит к обручу, пролезает через обруч и бежит обратно. На старте берет за руку следующего игрока и они вместе, не разжимая рук, пролезают через обруч и т.д. Игру можно усложнить, если последний участник команды. «посадит» все участников команды в «Теремок»-обруч и притащит на линию старта.

4.«Кот в сапогах».

Реквизит:4 тапка большого размера, 4 фишки, 4 кегли.

Описание игры:

С этим персонажем ребята хорошо знакомы, поэтому, суть эстафеты им ясна по названию. Для проведения этой игры нужны тапки большого размера. «Сапоги» устанавливаются на линии старта. Кроме того, Кот был очень вежливым и кланялся встречным. На пути следования надо поставить несколько кеглей, с которыми предстоит поздороваться коту. Подбадривать свою команду разрешается только громким мяуканьем.

5.«Ядро барона Мюнхаузена».

Реквизит: 2 мяча, 4 фишки.

Описание игры:

Барон Мюнхаузен однажды передвигался, оседлав пушечное ядро. Предлагаем освоить этот способ передвижения и участникам. Ядро-обычный мяч. Участники должны оседлать «ядро», зажав его между колен, придерживая его руками и преодолеть путь от старта до финиша и обратно. Затем «ядро» передается следующему участнику.

Закончи пословицу


  1. Труд человека кормит, а … (лень портит)

  2. Авось и как-нибудь до … (добра не доведут)

  3. Не пеняй на соседа, коль … (спишь до обеда)

  4. С лодырем поведешься… (горя наберешься)

  5. Долог день до вечера, коли… (делать нечего)
Танцевальный конкурс «Винегрет»

  1. «Барыня»

  2. «Матросский танец»

  3. «Хоровод»

  4. «Цыганочка»

  5. «Полечка»
«Угадай мелодию»

1. Эта песня о том, как одна улыбка может подружить людей и даже улучшить погоду.

(«Улыбка»)

2. Эта песня про пассажирский транспорт голубого цвета.

(«Голубой вагон»)

3. Эта песня про чудесный остров, где не просто весело, но и много всяких фруктов.

(«Чунга-Чанга»)

4. Эта песня о том, как приятно и полезно принимать солнечные ванны в хорошей компании.

(«Я на солнышке лежу»)

5. Эта песня о судьбе маленького несчастного зеленого насекомого.

(«В траве сидел кузнечик»)

Тесты

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.

Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты

на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.

Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».

Блок I. Тесты для ребенка

Вариант 1.

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
  3. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
  4. Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
  5. Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
  6. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
  7. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
  8. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
  9. Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
  10. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)

Вариант 2.

  1. Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)
  2. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)
  3. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)
  4. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)
  5. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)
  6. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)
  7. Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)
  8. Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)
  9. Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)
  10. В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)

Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

Блок II. Тесты для родителей

Вариант 1. Ваш ребенок, …

  1. Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
  2. Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
  3. Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
  4. Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
  5. Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
  6. Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
  7. Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
  8. Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
  9. Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
  10. Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)

Вариант 2. Ваш ребенок, …

  1. Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)
  2. Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)
  3. После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)
  4. Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)
  5. Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)
  6. Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)
  7. В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)
  8. Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)
  9. Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)
  10. Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)

Подсчет результатов: производится родителями.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации );

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).